Читальный зал / Тадеуш Ружевич

Тадеуш Ружевич (1921 — 2014) — поэт, драматург, прозаик. Родился в Радомско, был четвертым из пятерых детей в семье. Там же учился в гимназии им. Феликса Фабиани и сдал экзамен на так называемый «малый аттестат зрелости».  

Интересом к литературе Ружевич во многом был обязан старшему брату Янушу, который давал читать молодому поэту книги и журналы, такие как «Скамандр» и «Вядомосци Литерацке». Будучи подростком, Тадеуш начал писать стихи. Тогда же публиковался в журнале «Под знаком Марии».  

Во время войны поэт сначала работал кладовщиком и курьером в окружном центре (нем. Kreishauptmannschaf) в родном Радомско, потом учился столярному делу на одной из местных фабрик. В 1942 г. вступил в ряды Армии Крайовой. Его привел к присяге брат Януш, связанный с подпольем с самого начала войны. Тадеуш получил псевдоним «Сатир». Через год его перевели в партизанский лесной отряд. В 1943-1944 гг. активно участвовал в боях Армии Крайовой, сражался в разных местах, в частности, под Радомско, Опочно и Ченстоховой. Одновременно много писал стихи, а также редактировал фронтовой журнал «Чин Збройны». Его творчество пользовалось популярностью среди партизан.  

В это же время был написан сборник «Лесные эха», который можно считать литературным дебютом Ружевича. Сборник хвалили многие друзья поэта и Януш, предсказывавший брату большую карьеру. Сам Януш погиб в 1944 г. — его поймали и расстреляли немцы.  

В 1945 г. Тадеуш Ружевич явился в Ликвидационную комиссию. Через несколько лет был награжден Медалью Войска Польского, а в 1974 г. — Крестом Армии Крайовой польского правительства в Лондоне. 

После войны поэт поселился в Ченстохове, где продолжал писать и принимал участие в жизни местного культурного сообщества, в частности, публикуясь в литературном журнале «Одродзение». В редакции он познакомился с Юлианом Пшибосем, который разглядел в Ружевиче большой талант и уговорил переехать в Краков. В Кракове поэт сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил на факультет истории искусств в Ягеллонский университет (но его не закончил). Активно участвовал в интеллектуальной и литературной жизни Кракова.  

Послевоенные сборники Ружевича — «Беспокойство» и «Красная перчатка» — имели громкий успех. Стихи молодого поэта высоко оценили, в частности, Леопольд Стафф и Чеслав Милош. Именно тогда было написано одно из известнейших стихотворений — «Спасенный».  

Позднее Ружевич пытался эмигрировать, в том числе, прося Юлиана Пшибося помочь ему уехать в Париж. Но эти планы осуществить не удалось. Непродолжительный период поэт жил в Венгрии, в начале 1950-х гг. вернулся и поселился в Гливице. Материальная ситуация в семье была сложной, а многие стихотворения Ружевича этого периода подвергались критике. Тогда же, в начале 1950-х гг., родились двое его сыновей.  

После смерти Сталина и событий 1956 г. критика вновь стала хвалить стихи Ружевича за освободительные мотивы.  

Позднее поэт обратился к драматургии. Вдохновлённый театром абсурда, пьесами Сэмюэла Беккета и Эжена Ионеско, он написал одно из важнейших драматических произведений в истории польской литературы — «Картотеку». Созданная в 1960 г., она часто считается одним из первых примеров польского театра абсурда.  

В дальнейшем Ружевич продолжал экспериментировать с формой, смешивать жанры, соединять поэзию с драматургией и прозой. Один из главных образцов этой литературной стратегии — «Подготовка к авторскому вечеру».  

В 1964 г. имя поэта было упомянуто среди тех, кто подписал обращение польских писателей в знак протеста простив «Письма 34-х». В обращении, подписанном Ружевичем (известном как «Контрписьмо 600-от»), выражалось несогласие с т.н. кампанией западной прессы, очерняющей Народную Польшу. Однако многие литераторы из тех 600 утверждали, что текст письма после подписания был изменен, а значит, фальсифицирован. В последующие годы на Ружевича совершались нападки со стороны литераторов, в т.ч. Пшибося.  

С 1968 г. и до самой смерти поэт жил во Вроцлаве.  

Выходили его новые сборники стихов и пьесы, среди последних наибольшую известность получили «Уход Голодаря» (1977) и «В расход» (1979). В начале 1990-х гг. Ружевич создал новую версию своего самого знаменитого драматического произведения — «Разбросанную картотеку», куда включил сцены, апеллирующие к современной реальности.  

Тадеуш Ружевич был членом Союза польских писателей, лауреатом многих литературных премий, в т.ч. Поэтической премии «Силезиус», которая вручается во Вроцлаве за заслуги в литературе авторам Центральной и Восточной Европы. В 2000 г. получил Литературную премию «Нике» за сборник «Мать уходит».  

Умер в апреле 2014 г. во Вроцлаве. Похоронен на кладбище лютеранской церкви Христа Спасителя в городе Карпач.  

Произведения Тадеуша Ружевича переведены на 49 языков. 

  

Творчество:

 

Поэзия: 

  • Лесные  эха (Echa leśne)Варшава, 1944.
  • Красная перчатка (Czerwona rękawiczka). Краков, 1948. 
  • Пять поэм (Pięć poematów), Варшава, 1950.
  • Время, которое идет (Czas, który idzie). Варшава, 1951.
  • Стихи и картины (Wiersze i obrazy). Варшава, 1952.
  • Равнина (Równina). Краков, 1954.
  • Серебряный колос (Srebrny kłos). Варшава, 1955. 
  • Открытая поэма (Poemat otwarty). Краков, 1956. 
  • Формы (Formy). Варшава, 1958.
  • Разговор с принцем (Rozmowa zksięciem). Варшава, 1960. 
  • Зеленая роза (Zielona róża). Варшава, 1961.
  • Голос Анонима (Głos Anonima). Катовице,1961. 
  • Ничто в плаще Просперо (Nic w płaszczu Prospera). Варшава, 1962. 
  • Лицо (Twarz). Варшава, 1964.
  • Третье лицо (Twarz trzecia). Варшава, 1968. 
  • Душенька (Duszyczka). Краков, 1977.
  • На  поверхности  поэмы  и  внутри (Na powierzchni poematu i w środku)Варшава, 1983. 
  • Барельеф (Płaskorzeźba). Вроцлав, 1991.
  • Дверь (Drzwi). Лодзь, 1994. 
  • Всегда фрагмент (Zawsze fragment). Вроцлав, 1996. 
  • Мать уходит (Matka odchodzi). Вроцлав, 1999. 
  • Ножик профессора (Nożyk profesora). Вроцлав, 2001.
  • Серая зона (Szara strefa). Вроцлав, 2002. 
  • Выход (Wyjście). Вроцлав, 2004. 
  • Улыбки (Uśmiechy). Вроцлав, 2005. 
  • Сказка (Bajka). Лодзь, 2005. 
  • Две стороны медали (Dwie strony medalu). Варшава, 2008. 
  • История пяти стихотворений (Historia pięciu wierszy). Клодзко,2011. 
  • То и это (To i owo). Вроцлав, 2012. 
  • Прочитанные стихи (Wiersze przeczytane). Вроцлав, 2014. 
  • Последняя свобода (Ostatnia wolność). Вроцлав, 2015. 

Проза: 

  • Опали  листья  с  деревьев (Opadły liście z drzew)Варшава, 1955. 
  • Прерванный экзамен (Przerwany egzamin)Варшава, 1960. 
  • Экскурсия в музей (Wycieczka do muzeum). Варшава, 1966. 
  • Смерть  в  старых декорациях (Śmierć w starych dekoracjach). Варшава,1970.
  • Травматический рассказДушенька (Opowiadanie traumatyczne; Duszyczka). Краков, 1979.
  • Попытка реконструкции (Próba rekonstrukcji). Вроцлав, 1979. 

 

Драматургия:  

  • Картотека (Kartoteka), 1960.
  • Группа Лаокоона (Grupa Laokoona), 1962. 
  • Свидетели, или Наша малая стабилизацияwiadkowie albo Nasza mała stabilizacja), 1964. 
  • Он вышел из дома (Wyszedł zdomu), 1965. 
  • Смешной старичок (Śmieszny staruszek), 1965. 
  • Спагетти и мечь (Spaghetti i miecz), 1967. 
  • Старая женщина высиживает (Stara kobieta wysiaduje), 1969. 
  • Прерванный акт (Akt przerywany). Варшава, 1970. 
  • Райский садик (Rajski ogródek), 1971. 
  • На четвереньках (Na czworakach), 1972. 
  • Белая свадьба и другие сценические произведения (Białe małżeństwo i inne utwory sceniczne). Краков, 1975. 
  • Уход Голодаря (Odejście głodomora), 1977. 
  • Естественный прирост(Przyrost naturalny), 1979.
  • В расход (Do piachu), 1979.
  • Смерть в старых декорациях (Śmierć w starych dekoracjach), 1979.  
  • Мышеловка (Pułapka), 1982.
  • Разбросанная картотека (Kartoteka rozrzucona), 1997. 
  • Курильщик (Palacz), 1997. 

Эссе

  • Открытки из Венгрии (Kartki zWęgier). Варшава, 1953. 

 

Литература об авторе 

  • H. Vogler, Tadeusz Różewicz. Варшава, 1972. 
  • Z. Siatkowski, Wersyfikacja Tadeusza Różewicza wśród współczesnych metod kształtowania wiersza. Варшава, 1974. 
  • K. Wyka, Różewicz parokrotnie. Варшава, 1977. 
  • S. Gębala, Teatr Różewicza. Вроцлав, 1978. 
  • S. Burkot, Tadeusz Różewicz. Варшава, 1987. 
  • K. Braun, Języki Teatru. Вроцлав, 1989. 
  • T. Miłkowski, Współczesna dramaturgia polska: Tadeusz Różewicz, Sławomir Mrożek. Варшава, 1991. 
  • Z. Majchrowski, „Poezja jak otwarta rana” (czytając Różewicza). Варшава, 1993. 
  • K. Wyka, Baczyński i Różewicz. Краков, 1994. 
  • Słowo za słowo. Szkice o twórczości Tadeusza Różewicza, red. W. Wójcik, M. Kisiel. Katowice, 1998. 
  • R. Cieślak, Oko poety. Poezja Tadeusza Różewicza wobec sztuk wizualnych. Gdańsk, 1999. 
  • T. Kłak, Spojrzenia. Szkice o poezji Tadeusza Różewicza. Katowice, 1999. 
  • E. Wąchocka, Autor i dramat. Katowice, 1999. 
  • W. Wójcik, Staff i Różewicz. Studia historycznoliterackie. Katowice, 1999.  
  • H. Filipowicz, Laboratorium form nieczystych. Dramaturgia Tadeusza Różewicza. Краков, 2001. 
  • A. Lam, Niemilknące echo. Варшава, 2001.  
  • A. Ściepuro, Kto jest poetą: formy «ja» lirycznego w poezji Tadeusza Różewicza. Katowice, 2001. 
  • A. Ubertowska, Tadeusz Różewicz a literatura niemiecka. Краков, 2001. 
  • T. Drewnowski, Walka o oddech. Bio-poetyka o pisarstwie Tadeusza Różewicza. Краков, 2002. 
  • Z. Majchrowski, Różewicz. Вроцлав, 2002. 
  • A. Skrendo, Tadeusz Różewicz i granice literatury. Poetyka i etyka transgresji. Краков, 2002. 
  • S. Burkot, Tadeusza Różewicza opisanie świata. Szkice literackie. Краков, 2004. 
  • I. Górska, Dramat jako filozofia dramatu na przykładzie twórczości Tadeusza Różewicza. Poznań, 2004. 
  • G. Niziołek, Ciało i słowo. Szkice o teatrze Tadeusza Różewicza. Краков, 2004. 
  • J. Potkański, Sobowtór. Różewicz a psychoanaliza Jacquesa Lacana i Melanii Klein. Варшава, 2004. 
  • S. Gębala, Teatralność i dramatyczność: Gombrowicz, Różewicz, Mrożek. Bielsko-Biała, 2005. 
  • W. Kruszewski, Deus desideratus. Sacrum w poetyckim dziele Tadeusza Różewicza. Lublin, 2005. 
  • T. Kunz, Strategie negatywne w poezji Tadeusza Różewicza. Od poetyki tekstu do poetyki lektury. Краков, 2005. 
  • J. Waligóra, Proza Tadeusza Różewicza. Краков, 2006. 
  • Powracając do Różewicza: studia i szkice, red. Z. Majchrowski, przy współpracy M. Żółkoś. Gdańsk, 2006. 
  • L. Dorak-Wojakowska, Poetyka cielesności w utworach dramatycznych Tadeusza Różewicza. Краков, 2007. 
  • M. Mrugalski, Teoria barw Tadeusza Różewicza. Краков, 2007. 
  • Przekraczanie granic. O twórczości Tadeusza Różewicza, red. W. Browarny, J. Orska, A. Poprawa. Краков, 2007. 
  • Z. Lisowski, Tragizm wojny i okupacji w poezji Krzysztofa Kamila Baczyńskiego, Tadeusza Różewicza i Zbigniewa Herberta. Варшава, 2008. 
  • J. Marx, Pomiędzy wieżą Babel a wieżą z kości słoniowej. O poezji Tadeusza Różewicza. Вроцлав, 2008.  
  • L. Szaruga, Ludzki język muz. Czytanie Różewicza. Вроцлав, 2008.  
  • D. Szczukowski, Tadeusz Różewicz wobec niewyrażalnego. Краков, 2008.  
  • M. Januszkiewicz, Horyzonty nihilizmu: Gombrowicz, Borowski, Różewicz. Poznań, 2009. 
  • M. Dzień, Człowiek w perspektywie eschatologicznej w poezji Czesława Miłosza i Tadeusza Różewicza. Studium analityczno-interpretacyjne. Bielsko-Biała, 2010. 
  • W. Kruszewski, Rękopisy i formy. Badanie literatury jako sztuka odnajdywania pytań. Lublin, 2010. 
  • Z.W. Solski, Fiszki Tadeusza Różewicza. Technika kompozycji w dramatach i poezji. Opole, 2011. 
  • Ewangelia odrzuconego. Szkice w 90. rocznicę urodzin Tadeusza Różewicza, red. J.M. Ruszar. Варшава, 2011.  
  • J. Adamowska, Różewicz i Herbert: aksjologiczne aspekty twórczości. Краков, 2012. 
  • K. Gutkowska-Ociepa, Intertekst, historia i (auto)ironia. Szkice o twórczości Tadeusza Różewicza. Katowice, 2012.  
  • J. Hobot-Marcinek, Stara baba i Goethe. Doświadczenie i transgresja starości: Tadeusz Różewicz, Czesław Miłosz, Jarosław Iwaszkiewicz. Краков, 2012.  
  • T. Kłak, O Tadeuszu Różewiczu. Studia i szkice. Kielce, 2012.  
  • J. Łukasiewicz, TR. Краков, 2012.  
  • P. Pochel, Intertekstualne gry w liryce Jana Lechonia i Tadeusza Różewicza. Katowice, 2012.  
  • A. Skrendo, Przodem Różewicz. Варшава, 2012.  
  • K. Braun, «Mój» teatr Różewicza. Rzeszów, 2013. 
  • W. Browarny, Tadeusz Różewicz i nowoczesna tożsamość. Краков, 2013.  
  • R. Cieślak, Widzenie Różewicza. Варшава, 2013.  
  • I. Górska, Literatura na próbę. Między literaturą a komentarzem: Różewicz, Witkacy, Kantor. Poznań, 2013. 
  • T. Żukowski, Obrazy Chrystusa w twórczości Aleksandra Wata i Tadeusza Różewicza. Варшава, 2013. 
  • K. Hryniewicz, Cogito i dubito. Dyskurs estetyczny w poezji Zbigniewa Herberta i Tadeusza Różewicza. Краков, 2014.  
  • Niepokoje. Twórczość Tadeusza Różewicza wobec Zagłady, red. P. Krupiński. Варшава, 2014. 
  • Próba rekonstrukcji: szkice o twórczości Tadeusza Różewicza, red. T. Kunz, J. Orska. Краков, 2014. 
  • P. Dakowicz, Poeta (bez)religijny. O twórczości Tadeusza Różewicza. Łódź, 2015. 
  • M. Dziedzic, Musca domestica. Epifanie Tadeusza Różewicza. Gdańsk, 2015. 
  • Liryka i fenomenologia. Zbigniew Herbert i Tadeusz Różewicz w kręgu myśli Ingardenowskiej, red. J.M. Ruszar, D. Siwor. Краков, 2016.  
  • Śmietnik: Tadeusz Różewicz, Adam Hawałej, red i oprac. J. Borowiec. Вроцлав, 2016. 
  • J. Lisiewicz, Milczenie w teatrze Samuela Becketta i Tadeusza Różewicza. Gdańsk, 2017. 
  • K. Niesporek, Boskie, ludzkie: cztery studia o poetyckim doświadczaniu Boga. Katowice, 2017.
  • P. Stępień, Zadanie. «Chaskiel» Tadeusza Różewicza. Варшава, 2017. 
  • J. Drzewucki, Lekcje u Różewicza (teksty krytycznoliterackie i osobiste). Вроцлав, 2018. 

Источники в Интернете:  

https://pl.wikipedia.org/wiki/Tadeusz_R%C3%B3%C5%BCewicz 
https://culture.pl/pl/tworca/tadeusz-rozewicz 
http://encyklopedia.pwn.pl/haslo/Rozewicz-Tadeusz;3969606.htmlhttps://www.polskieradio.pl/24/289/Artykul/1108138,Tadeusz-Rozewicz-%E2%80%93-poeta-okaleczony-przez-wojne
 

 

Читать ещеСвернуть

О творчестве автора

Loading...