22.12.2022

Адам Мицкевич и «Пан Тадеуш». Послесловие. Часть 1

«Пан Тадеуш» вышел в свет в Париже в 1834 году. То была пора величайшего уныния и горечи для поляков, ибо только что завершилось поражением Ноябрьское восстание, вернее, война 1830—1831 годов, названная восстанием по ноябрю 1830 года, когда все началось. Не зарубцевались еще раны от трех разделов Польши — 1772, 1793 и 1795 годов и связанные с ними национальные унижения. Это был момент, когда первый поэт Польши, ее бард и пророк, обращаясь к недавнему прошлому, призывал задуматься над свершившимися событиями, над польским национальным характером, над утраченной государственностью и былым благополучием. Сделал он это необычным образом.

Если публицистика пребывающего в эмиграции Адама Мицкевича была страстным призывом к соотечественникам, криком измученной души, если третья часть поэмы «Дзяды», о которой будет еще речь, — это рассказ о духовных исканиях и о событиях, предшествовавших восстанию, то «Пан Тадеуш» стал чем-то вроде поэтического космоса художника, где настоящее переплетается и перекликается с прошлым. Демонстрируя силу и слабость поколения отцов, поэт одновременно выводит на авансцену исторического действия молодых, за которыми будущее. Действие поэмы, отнесенное в наполеоновскую эпоху войн и потрясний, разворачивается на фоне мощных и радостных картин природы. И тут в поэме, которую можно рассматривать и как роман в стихах, возникает череда бытовых, интимных и лирических сцен, естественно входящих в общий поток повествования.

У многих современников «Пан Тадеуш» вызвал недоумение. Они спрашивали себя, насколько основательно в историческом смысле это произведение? Действительно ли это трагическое прошлое, в самом ли деле это поиск роковых ошибок, повернувших судьбу Польши непоправимым образом? Ответ заключен в неисчерпаемости поэтического содержания «Пана Тадеуша». Мицкевич напряг здесь все силы и в мощном рывке создал самое значительное свое произведение. В нем соединилось все: Польша с ее историей, поляк с его представлениями о мире, с его неистребимым стремлением к свободе и национальной независимости. Здесь и личная жизнь поэта — красота увиденной в детстве природы, мечты юности, зрелая жизнь с вереницей разочарований, озаренных отблесками ее лучших минут, его любовь, его борьба за утверждение своих творческих и гражданских позиций. Все это пропущено сквозь призму поэтических ощущений, и десятки разнородных явлений исторической и личной жизни предстают в поэме в их гармоническом сочетании. Это взгляд на вселенную со стороны и одновременно взгляд внутрь себя.

Свою «шляхетскую историю 1811—1812 годов» Адам Мицкевич поместил в перспективу исторического поля, на просторах которого являются образы людей старшего поколения, современников Тадеуша Костюшко, поднявшего в разорванной на части и кровоточащей Польше великое знамя национального движения. Исторические реалии этой эпохи, ее подлинные события и имена в мимолетном поэтическом преломлении пронизывают всю поэму, и само содержание «Пана Тадеуша» вне этих подробностей польской истории второй половины XVIII — начала XIX века становится не вполне отчетливым и понятным.

В свой роковой XVIII век Польша вошла пораженная историческим недугом, последствия которого так остро ощущал и переживал Адам Мицкевич. Этот недуг — утвердившаяся в Польше государственная система, «шляхетская демократия», «золотые свободы» правящего класса. Сословный эгоизм шляхты таит в себе зародыш будущих несчастий, шляхтич считает, что вся нация — крестьяне, горожане, солдаты, всё и вся, включая институт королевства, должны служить только ему и быть источником его преуспевания. Магнаты солидарны со шляхтой и, будучи ее привилегированной частью, сами образуют сообщество личных выгод. В таких условиях реформаторы оказываются бессильны, им не суждено взломать косную скорлупу политического и экономического устройства, затвердевшую с веками.

Выборный король (короля, начиная с 1573 года, избирали), как и магнаты, часто оказывался орудием в руках соседней державы. Ради личных выгод, явно и тайно, все поступались интересами государства и нации. Ситуация обострилась с воцарением Екатерины II в России. Это был момент, когда внутренние силы России аккумулировались, и она искала приобретений. Польша, конечно, не могла не привлечь ее внимания. Королем был в то время Станислав Август Понятовский, кстати, взошедший на престол не без помощи России, человек столь же обаятельный, сколь и слабый. Он прославился как меценат и любитель искусств. Но там, где политический расчет должен был сочетаться с твердой волей и ясным пониманием цели, он демонстрировал лишь прекраснодушие и оппортунизм. Двойственная роль этого короля и, соответственно, неоднозначное к нему отношение отражаются в «Пане Тадеуше». Его чтут за Конституцию 3 мая, принятую на гребне патриотического движения, и осуждают за близость к Екатерине.

Чем заметнее обозначились в слабнущем польском государстве центробежные тенденции, тем жестче становилась воля восточного соседа. Дошло до того, что в 1767 году по распоряжению посла Репнина русскими солдатами в Польше были арестованы четыре польских сановника, обвиненные в недостаточно почтительном отношении к русской императрице. Чаша возмущения переполнилась, и в 1768 году была образована Барская конфедерация, сыгравшая, подобно многим другим конфедерациям, важную роль в истории Польши. Эта конфедерация наряду с другой, Тарговицкой, которая трактуется как явление отрицательное, позорное для Польши, несколько раз упоминается в тексте поэмы.

Конфедерации были типично польским явлением. Так назывался союз единомышленников, разумеется, шляхтичей, образованный под руководством авторитетных вождей ради достижения политических, экономических, религиозных и иных целей. Конфедерация могла быть направлена против короля и часто сопровождалась вооруженным выступлением. Барская конфедерация была прежде всего образованием патриотическим и преследовала цель освобождения Польши от иностранного влияния. Организованная в рамках шляхетской демократии, она проповедовала вместе с тем узкосословные цели и была воинственно католической по духу.

Едва образовалась Барская конфедерация, как в правобережную Украину были введены русские войска, стремившиеся подавить движение в зародыше. Это было началом длительной и кровопролитной войны, в которой более всего пострадал украинский народ, выступивший тогда же с оружием в руках против своих притеснителей. Развернулось восстание, известное под названием Колиивщины. Повстанцы, простые крестьяне, а с ними и часть казаков, были враждебны польским помещикам и полякам вообще. В уманской резне, затеянной повстанцами (1768 г.), погибло около двадцати тысяч поляков и евреев, главнм образом мирного населения. Война вылилась вскоре в противоборство трех сторон. Регулярные русские войска начали военные действия против повстанцев. Война, которую в Петербурге планировали как краткосрочную, растнулась на несколько лет. Колиивщина завершилась тем, что один из ее предводителей, казак Гонта, был отдан в руки поляков, которые подвергли его жестокой казни, а другой, Железняк, был сослан русскими на каторгу. Война между Польшей и Россией перекинулась на территорию собственно Польши и длилась до 1772 года. В среде польских магнатов произошел раскол, одни были за барских конфедератов, другие — против.

Военные действия кончились первым разделом Польши, к которому в лице Фридриха II активно подключилась Пруссия. Охотно втянулась в это дело и Австрия, еще одно сопредельное с Польшей государство. Три монарха, прикрываясь красивыми и ответственными фразами о восстановлении порядка, взяли «под защиту» часть территории Польши, которая значительно уменьшилась в размерах, но не перестала еще существовать.

Воинственные соседи были в состоянии обкорнать страну, но не могли надвинуть крышку на тот котел, в котором кипели страсти независимости. Идея национального возрождения овладела умами поляков. Началось с патриотического просветительства. Была образована Комиссия народного просвещения, куда вошли многие передовые люди, хорошо представлявшие себе суть положения. Процесс развивался по сценарию, сочиненному случаем. Россия увязла в войне с Турцией, кроме того, у нее возникли трения с Австрией и Пруссией, поэтому вмешательство Екатерины II на ближайшее время исключалось. В 1788 году Станислав Август созвал сейм, которому, согласно существующим установлениям, полагалось заседать шесть недель и который прозаседал четыре года, отчего получил название Четырехлетнего. Сторонники реформ приобретали на нем постепенно все большее влияние, и сейм завершился знаменательным актом — принятием в 1791 году Конституции 3 мая, которую поддержал Станислав Август.

Констиуция декларировала ряд принципиальных реформ. Власть короля объявлялась наследственной, реогранизовывалась государственная администрация, ограничивалось влияние магнатов, расширялись права горожан и крестьян, было намечено увеличение армии. Это было торжество духа личной свободы и государственной мудрости. Реакция Екатерины на принятие Конституции 3 мая была поспешной. Русская императрица решила предупредить реальную угрозу выхода Польши из орбиты своего влияния и заодно пресечь усиление опасного для русской монархии духа либерализма и свободы. На европейском континенте все более ощущалось воздействие Французской революции, властителей ужаснуло, что зарождалось сотрудничество французского Национального собрания с Четырехлетним польским сеймом.

Еще до официального принятия польской конституции группа влятельных магнатов: Щенсный Потоцкий, Францишек Браницкий, Северин Жевуский, Юзеф и Шимон Коссаковские договорились в Петербурге с русским правительством о союзе против упрямых вольнолюбцев и 27 апреля 1792 г. тайно подписали соответствующий акт. Союз почли неудобным провозглашать в Петербурге, и конфедерация была официально объявлена 14 мая 1792 года в украинском местечке Тарговицы. Через четыре дня после ее провозглашения российские войска в составе стотысячной армии начали военные действия против Польши. Эта кампания, продолжавшаяся до июля того же года, получила название войны 1792 года. Один из эпизодов войны, возможно, вымышленный, однако типичный в своей основе, изображен во второй книге «Пана Тадеуша»: отряд русского войска пытается взять штурмом замок, где засели сторонники Конституции 3 мая. По этому эпизоду, как и по позднейшему эпизоду борьбы русских егерей со шляхтой в девятой книге, можно понять, что шляхта не была однородна в своем отношении к происходящим в стране событиям. Поражение поляков-патриотов было предопределено тем, что на сторону Тарговицкой конфедерации перешел король Станислав Август. Ему внушила страх многочисленность русского войска, которое, как он боялся, разорит страну.

В 1793 году между Россией и Пруссией (Австрия не участвовала) произошел второй раздел Польши. Но польские сыны свободы, вновь потерпев поражение, вновь не пожелали покориться. Второй раздел тотчас запустил в действие механизм протеста, приведший вскоре к войне 1794 года. Страсти, разбуженные в обществе Конституцией 3 мая, к тому моменту еще не остыли. Началась кампания неповиновения властям. Чиновники отказывались выполнять свою работу, офицеры — слушаться начальства, все общество было охвачено брожением. Так началось восстание 1794 года, формально уже восстание, а не война, потому что соответствующими правовыми актами решения Четырехлетнего сейма были отменены. Это восстание вошло в историю как восстание Костюшко по имени его предводителя.

Вначале боевое счастье благоприятствовало полякам, но слабо еще организованная польская армия не могла противостоять русским войскам, тем более, что на западе выступили пруссаки. Костюшко был взят в плен. Суворов во главе русской армии направился к Варшаве. 4 ноября 1794 года было взято штурмом предместье Варшавы — Прага. При массовой бойне погибло множество мирных жителей, отчего этот эпизод носит в польской истории название «резня Праги». Пушкин писал: «И мы о камни падших стен / Младенцев Праги избивали...» («Графу Олизару», 1826 г.). Вскоре русские войска вошли в Варшаву, и Станислав Август вновь выступил в хорошо знакомой ему роли замирителя. Раздел 1795 года произошел уже с участием Австрии, и вся территория страны исчезла в пасти трех монархий. Более чем на сто лет, до 11 ноября 1918 года, Польша как самостоятельное европейское государство перестала существовать.

Впрочем, не совсем так. Когда Наполеон, громя войска Австрии, Пруссии и России, вступил в пределы Польши, то под его эгидой на недолгие годы (1807—1815) сформировалось Варшавское герцогство. Поляки получили двусмысленную свободу. Она не была полной, потому что герцогство осталось марионеточным государством, хотя сам факт его существования вызвал подъем патриотических чувств. Статус герцогства был расплывчатым, конкретные обещания на будущее со стороны Наполеона отсутствовали.

В 1812 году, в момент вторжения в Россию, в составе его великой армии был значительный по численности польский корпус, которым командовал Юзеф Понятовский, племянник короля Станислава Августа. Адам Мицкевич был горячим поклонником Наполеона, настолько горячим, что официально переменил имя и превратился из Адама Бернарда в Адама Наполеона. В юности он наблюдал прохождение французских войск через родные края, и разбуженные той эпохой страсти отражены в «Пане Тадеуше». Но и он в глубине души осознавал, должно быть, двойственную роль Наполеона. Один из персонажей «Пана Тадеуша», пылкий патриот Матвей Розга в момент прославления Наполеона заявляет о своем отрицательном отношении к его московскому походу. Любопытно, что и своего Тадеуша, этого баловня-героя, Мицкевич посылает в гущу военных действий только для того, чтобы он вернулся вскоре с рукой на перевязи, и у читателя могло бы сложиться таким образом впечатление, что Тадеушу не суждено идти с армией в Россию, ибо участие в походе сулило ему гибель в снегах либо позор отступления. Поэт хотел сохранить Тадеуша и, по свидетельству некоторых современников, написал даже продолжение своей поэмы, которое затем уничтожил.

После поражения Наполеона поляки не смирились с существованием так называемого Царства польского под протекторатом русского самодержца. На ситуацию в Польше влияла, как обычно, ситуация в Европе, а она к 1830 году обострилась, и грозовые тучи над Варшавой сгущались. В Париже была низвергнута династия Бурбонов, замененная буржуазной по духу Орлеанской династией в лице Луи-Филиппа, из Брюсселя изгнали Оранских-Нассау, и Бельгия была объявлена независимым государством, Греция вырвалась из пут оттоманского рабства. В Польше сменилось поколение, и новая смена была готова к борьбе.

Грянуло восстание 1830 года, фактический наместник Николая I, его брат Константин, бежал в ноябре из Варшавы, и к власти пришли люди, одержимые идеей освобождения. Однако предводители часто сменяли друг друга, причем верх одерживала все более радикальная партия. Едва в Варшаве сработал запал, взрывом ответила вся Польша. У поляков, сокрушаемых, как обычно, хворью внутренних противоречий, не хватило сил противостоять русской армии, тем более, что Россию вновь активно поддержала Пруссия. Сопротивление было сломлено, и восстановился прежний режим, а на главной улице Варшавы со временем поставили памятник фельдмаршалу Паскевичу, покорителю страны.

Началась эмиграция. Произошел исход не только тех, кто принимал непосредственное участие в военных действиях, — выезд принял массовый характер. Сформировалось то, что получило название великой эмиграции. Вряд ли когда-либо еще такой значительный процент от действующей и мыслящей части нации оказывался на чужбине. Там были генералы и поэты, историки и ксендзы, лишившиеся своих владений магнаты, был и некоронованный король Польши Адам Ежи Чарторыйский. Там был представлен весь общественный спектр со всеми его оттенками. Крупнейшей фигурой эмиграции стал Адам Мицкевич.

Он, видевший лишь провинциальные окраины Польши, никогда не путешествовавший всерьез по родной стране, не побывавший ни в Варшаве, ни в Кракове, понял проблемы своего народа и с необыкновенной силой выразил их в своем творчестве.

Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 года в Заосье вблизи Новогрудка (нынешняя Белоруссия), в семье небогатого шляхтича. Его отец был выходцем из такого же примерно застянка, какой изображен в «Пане Тадеуше». Чтобы прокормить семью, отец занимался адвокатской и иной юридической деятельностью. Детство поэта прошло в тихом провинциальном Новогрудке. Лишь один эпизод замутил его спокойствие. Дядя отца Базилий Мицкевич был убит в драке с Яном Соплицей, совместно с которым совершал некие разбойные деяния. Ян Соплица, не просидев и полутора лет, определенных ему судом за его преступление, вышле на волю и стал угрожать смертью Николаю Мицкевичу, отцу поэта. Вот все, что известно о конфликте. Чем он завершился, вероятно, никто никогда не узнает. Но в «Пане Тадеуше» есть Гервазий, шляхтич, положительный герой с задатками разбойника, а фамилия Соплица дана в произведении по каким-то причинам главному герою повествования.

Отец поэта умер рано, и семья оказалась в тисках нужды. Адаму пришлось помогать семье и подрабатывать репетиторством. Он окончил школу при доминиканском монастыре и поступил в Виленский университет, где изучал классическую филологию. Виленский университет того времени представлял собой один из главных очагов просвещения в Царстве польском. Профессорами Мицкевича были античник Эрнест Гроддек, знаток поэзии Леон Боровский, а также историк Иоахим Лелевель, выдающийся ученый, сформировавший лицо польской историографии, впоследствии один из известных деятелей великой эмиграции.

Адам рано проявил себя как поэт. В среде товарищей, тоже любивших сочинительство, большой популярностью пользовались его стихотворения и песни, он считался наиболее одаренным среди сверстников. Особенно поразил своих друзей Мицкевич «Одой к молодости», которая стала для всех чем-то вроде гимна. Двое из этого круга молодежи стали впоследствии выдающимися поэтами. Это Эдвард Одынец и Ян Чечот.

В 1822 году вышел в свет сборник Мицкевича «Баллады и романсы», открывший в Польше эру романтической поэзии. В 1823 году появилась книга «Поэзия, том II», включавшая поэму «Гражина» на исторический литовский сюжет, а также вторую и четвертую части поэмы «Дзяды», над которой Мицкевич будет работать и позже, и которая станет одним из основных его произведений.

1823 год принес драматические изменения в судьбе Мицкевича: поэт был насильственно вырван из той среды, в которой существовал, и его жизнь покатилась по другому руслу. Вместе с группой друзей Мицкевича арестовали и препроводили в базилиансий монастырь, превращенный по этому случаю в тюрьму. Молодых людей обвиняли в том, что они организовали патриотическое общество филоматов (любителей науки) и — более широкое — филаретов (любителей добродетели). Осведомитель из Франкфурта-на-Майне дознался об этих кружках благодаря связям с немецкими молодежными кружками, столь многочисленными в ту пору в Германии и во многих других странах Европы. Впрочем, и сама молодежь почти открыто проявляла свои патриотические чувства.

Результатом этого стал арест юных вольнолюбцев, в том числе двенадцатилетних гимназистов. Почти год провел поэт в тюремных стенах вместе со своими товарищами. В октябре 1824 года, после заключения, он по приговору суда вместе с тремя друзьями был выслан в Петербург с предписанием поселить их во внутренних губерниях империи.

Столица, ее оплот, поразила Мицкевича своей нечеловеческой мощью и остатками знаменитого наводнения 1824 года. В Петербурге поэт приобрел многих друзей, в частности, сошелся с Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым, уже знавшими про польского поэта благодаря тем связям, какие существовали между молодежью Польши и России. Мицкевич становится гостем в доме на Исаакиевской площади, где будущие декабристы снимают квартиры. Там он вступает в тираноборческие беседы. Круг знакомых поэта в Петербурге был не так уж узок, в основном благодаря живущим в городе полякам. Мицкевич посещает салон жены министра просвещения А.С. Шишкова, польки по происхождению.

Но долго находиться в столице Мицкевичу запрещено. Его высылают на юг, в Одессу. Александр Бестужев дает ему и его ссыльным друзьям письмо к своему приятелю поэту В. Тумановскому: «Рекомендую тебе Мицкевича, Малевского и Ежовского. Первого ты знаешь по имени, а я ручаюсь за его душу и талант... Познакомь их и наставь; да приласкай их, бедных»Мицкевич А. Собр. соч. Т. 5. М., 1954. С. 613.[1].

В начале 1825 года Мицкевич появляется в Одессе, где проводит более полутора лет. Этот период имел для него большое значение. Слухи о поэте опередили Мицкевича, он был с восторгом принят в тамошнем обществе и пользовался большим успехом у женщин. Он совершает путешествие по Крыму, которое послужило толчком для создания стихотворного шедевра — цикла «Крымские сонеты».

13 декабря 1825 года Мицкевич прибывает в Москву. То был переломный момент в русской истории. В Москву приходят известия о подавлении восстания декабристов. Неизвестно, как сложилась бы судьба Мицкевича, если бы он был в Петербурге 14 декабря 1825 года, если бы открылись в период следствия его связи с декабристами. Атмосфера была мрачная, хотя в Москве гнет ощущался меньше, чем в Петербурге. Мицкевич прожил, не выезжая из Москвы, до апреля 1828 года — это было его наиболее длительное пребывание в каком-либо месте России. Жизнь в Москве имела для поэта большое значение. Он познакомился с Николаем Полевым, который ввел его в круг литераторов, посещавших салон Зинаиды Волконской. Там Мицкевич познакомился с Баратынским, Вяземским, Гиибоедовым, Веневитиновым, И. Дмитриевым. В обществе пробудился интерес к его поэзии, Мицкевича начинают переводить, и первый стихотворный перевод был опубликован в 1826 году в девятом номере «Московского Телеграфа» — журнала Николая Полевого. Это было стихотворение «Курган Марыли», переведенное Ю. Познанским. В Москве на польском языке поэту удалось издать «Крымские сонеты». Они составили Мицкевичу имя, многие поэты взялись сразу за их перевод. Ни одно произведение Мицкевича не переводилось столько в разные эпохи на русский язык, частично и полным циклом, как «Крымские сонеты».

В Москве Мицкевич познакомился с девятнадцатилетней Каролиной Яниш, которая попросила давать ей уроки польского языка. Общение за учебной тетрадкой переросло во взаимную любовь, и Мицкевич посватался. Каролина ответила ему отказом, ссылаясь на семейные обстоятельства, однако обнадежила видами на будущее. Позднее они обменялись ролями: хотя девушка была по-прежнему влюблена, поэт предложил ей взамен любви дружбу. Каролина сохранила чувство к Мицкевичу на всю жизнь. Она берегла его портрет, сделанный ею в дни юности, в 1834 году она переписала его заново. Позже Каролина Яниш стала известной поэтессой Каролиной Павловой, которая с блеском писала стихи на трех языках, занималась переводами. Переводила она и кумира своей юности, не забывая о нем до самой смерти.

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Свяцкий С. Адам Мицкевич и «Пан Тадеуш». Послесловие. Часть 1 // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2022

Примечания

    Смотри также:

    Loading...