К читателю
Опыт учит, что одна песенка нередко целое вековое направление поэзии меняет и указывает ему путь, в то время как сплошь ныне принятые рассуждения о поэзии, во вступлении к томам помещаемые, обычно венчает отсутствие выводов. Из этого не следует, что не было бы хорошо дать представление, как понимает писатель свое собственноеприсутствие относительно времени своего и составных стихий, в игру входящих. С этой только точки зрения определяя, хоть и в кратких словах, скажу, что польская поэзия, по моему разумению, находится в критическом моменте.
Великие и знаменитые предшественники мои воистину — если не больше, чем могли, то свершили все, что было возможно. Однако же: школа эта, характеризующаяся разъяснением и суждением о широких исторических обстоятельствах или о правах нации, наверное, не имела в достатке времени, чтобы в ее сочинениях сторона обязанностей, нравственная сторона занимала значительное место... Вообще литературы нашей моралисты — слишком скудная рать, так что положение нации дает больше воли голосам, о правах взывающим, нежели занимающимся обязанностями.
Я же думаю, что в этом первом отношении развитие журналистики отнимет многое из дел и тягот, которые до сих пор выносили на себе крылья поэзии. Далее, что касается второй черты, исключительно присущей этой школе, то есть так называемой народной и просторечной стихии, то и с нею улажено, постольку поскольку крестьянский вопрос сразу отнимет весьма много лирического запала в этом отношении. Что же до третьей черты, то есть присущего этой школе богатого колорита и образности, то я считаю, что подобное же действие произведет развитие живописи, унося на палитры художников очень многое из того, что прежде с исписанных страниц звучало.
Одним словом, думаю, мы перейдем в новую Эпоху и, посмею сказать, более нормальную — ибо поэзия как сила выдерживает все условия времени, но не выдерживает их как искусство. Конечно же, она выигрывает в мощи по мере того, насколько заменяет деятельность других, родственных ей, которые своего дела не делают. Но, этим путем выигрывая в мощи, она теряет в искусстве.
Такое-то нынешнее состояние польской поэзии и такое ее двухкрайнее положение приводят к тому, что она находится в критическом моменте. Ни журналистика, ни искусство, ни крестьянский вопрос не развиваются достаточно быстро, чтобы избавить польскую поэзию от служений и атрибутов, временно ей присущих, а с другой стороны, не так слабо труждаются, чтобы не дать ей это почувствовать. Итак, то, чему предстоит изменить ее положение, одновременно слишком отстало, чтобы помочь, и довольно уже развито, чтобы подтолкнуть и расшатать.
Вот мое понимание нынешнего состояния польской поэзии.
Писал в 1865
Циприан Норвид