08.12.2023

Марыля Вольская

Родилась во Львове. Дочь худождника Кароля Млодницкого и Ванды, урожденной Монне, детской писательницы и переводчицы. В доме Млодницких бывали известные польские художники, писатели, музыканты, люди театра. При крещении новорожденной дочери Млодницких над ее купелью стояли две пары крестных родителей, друзей дома, один из ее крестных отцов поэт, другой — художник.

Марыля училась живописи в Мюнхене (1891) и Париже (1892), увлекалась музыкой (и выдающимся польским музыкантом Игнацием Падеревским, которого впервые видела пятнадцатилетней девочкой и с которым связаны многие ее ранние стихи), но победила любовь к поэзии. В 1893 г. она начала публиковать свои стихи во львовских журналах. В 1894 г. вышла замуж за Вацлава Вольского (1865—1922), инженера и предпринимателя, одного из создателей польской нефтедобывающей промышленности. Вольский был неравнодушен к литературе и искусству. У Вацлава и Марыли Вольских было два сына и две дочери, одна из дочерей стала художницей, другая, Беата (в замужестве — Обертынская) — актрисой и поэтессой. В доме Вольских во Львове (а летом — в их загородном доме) собирались сливки львовской интеллигенции, в том числе поэт Ян Каспрович, частым гостем был молодой Леопольд Стафф. В 1900-х годах во Львове вышли четыре книги стихов Марыли Вольской: «Осенняя симфония» (1901), «Theme varie» (1901), «Празднество солнца» (1903), «Из купальских огней» (1905), драма (1906) и книга рассказов (1910). На первую книгу ее стихов откликнулась письмом Элиза Ожешко, с тех пор они переписывались. Высоко оценил ее дебют Станислав Пшибышевский. В 1908—1914 гг. Вольская сотрудничала с львовским журналом «Ламус», где публиковала, в частности, свои переводы. В 1914—1918 гг. была санитаркой в военном госпитале, двое сыновей ушли на фронт, старший погиб в 1919 г. во время польско-украинской войны. Вскоре умер ее муж, Вацлав Вольский, умерла мать, умер младший сын. Последняя книга стихов Вольской — «Кувшин малины» — вышла в 1929 году, за год до смерти. Марыля Вольская умерла от сердечного приступа в 1930 году.

В 1970 и 1971 гг. в двух варшавских издательствах вышли томики избранных стихотворений Вольской, в 1974 г. были изданы в Варшаве под одной обложкой воспоминания Марыли Вольской и ее дочери Беаты Обертынской.

Особенность поэзии Марыли Вольской — музыкальность, мелодичность ее стихов. Это был один из постулатов поэзии начала ХХ века. Музыкальность Вольской оборачивается разнообразием ритмов и метров. Иногда это мелодика народной песни («Я распелась бы до слез...»), иногда — мелодика силлабо-тонических размеров, которые отвечают поэтессе: хореев, ямбов, амфибрахиев, анапестов... Ее пейзажно-любовная лирика — это живопись полутонов, она импрессионистична, полна смутной тоски и меланхолии. С годами Вольская пишет предметнее, конкретнее, реалистичнее. Появляются стихи об уходящем усадебном быте (стихи из цикла «На дне зеркал»), воспоминания о юности, возвращаются славянские мотивы ранних стихов. В эту грустную и все-таки идилличную лирику Вольской врывается диссонансом война. В последних стихах, где она прощается с жизнью, смерть предстает как Великий Лад, как пантеистическое единение с природой.

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Астафьева Н. Марыля Вольская // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2023

Примечания

    Смотри также:

    Loading...