Мене, текел, фарес. Гибель святынь и польского подполья в стихотворении «ком подступает к горлу» (2)
Принятие коммунизма
Отдельный требующий обсуждения вопрос — счеты автора с собственным прошлым: стихотворение касается не только интересующей нас проблемы так называемого атеизма Ружевича. Текст создавался в свободной Польше, и одна из его целей — объяснить причины участия литераторов в «гражданском позоре» и поддержки молодым поэтом коммунистической идеологии
Тему безнадежности и террора следует признать относительно новой в творчестве Ружевича: прежде он скорее представлял политические, интеллектуальные и нравственные причины, определившие выбор коммунистической идеологии. Мотивы эти носили позитивный и даже героический характер, связывались с необходимостью «создания поэзии после Освенцима». Изменение аргументации вполне согласуется с переменами в окружающей действительности: отсылки к «неумолимым законам истории», «социалистической социальной справедливости» и «прогрессу» уже лишились (следует, правда, признать, что не абсолютно) заклинательной силы в свободной Польше 2004 года, а потому требовалось найти новые объяснения — не те, что описывались ранее. Легитимизация нового дискурса осуществляется и за счет некоторого ретуширования фактов биографии, и за счет умолчаний, которые значительным образом влияют на оценку прежних поступков героя (важно помнить, что перед нами произведение автобиографического характера). Следовательно, читатель нуждается в комментариях к этому не соответствующему фактам жизнеописанию, чтобы различия между литературной и исторической автобиографиями стали для него очевидными, и чтобы он мог задаться вопросом о том, каков смысл этого несоответствия.
Поэтическая биография модифицирована таким образом, чтобы создать впечатление, что выбор коммунизма был результатом обмана или наивности юноши, пережившего страшное время оккупации. Этой цели служат упоминание о травмирующем военном опыте и перечисление «морально-политических авторитетов»
И здесь появляются сомнения. Непонятно, почему на перемены в жизни и мировоззрении Ружевича так сильно повлияли сфальсифицированные результаты референдума. Если мы поверим в наивность юноши, активно включившегося в революцию сразу после выхода из подполья в 1945 году (и ставшего любимцем влиятельного члена Польской рабочей партии и Крайовой Рады Народовой
Упоминание Котарбинского, известного философа и члена коммунистического парламента КРН (при этом ученый не был марксистом, но разработал собственную материалистическую концепцию — реизм, теорию предметов), представляет собой попытку сослаться на авторитет, что должно, по крайней мере частично, снять с автора ответственность за принятые им важные решения. Эта стратегия еще более очевидна в случае с воспоминаниями о просеминаре у Романа Ингардена, одного из самых значительных польских философов XX века, который не принял коммунизм, подвергался нападкам марксистов и после укрепления «власти народа» в эпоху сталинизма был изгнан из университета. Добавим, что Польское философское общество в это время позорных чисток в интеллектуальной среде возглавлял именно Котарбинский
Казалось бы настоящим потрясением для Ружевича, бывшего партизана Армии Крайовой, скорее мог стать 1944 год, когда, по приказу Сталина, наступление советских войск было остановлено, и немцы без помех смогли подавить Варшавское восстание. В августе капрал-подхорунжий Сатир (подпольный псевдоним Ружевича) вместе со своим отрядом безуспешно пытался пробиться к восставшей Варшаве в рамках операции «Буря», о чем позднее неоднократно упоминал в стихах, прозе и интервью. Безусловно, это был тот момент, когда стало очевидно, что Польша окончательно проиграла войну и утратила независимость, оказавшись в сфере влияния Советского Союза: хозяином ситуации в Восточной Европе была Красная армия, а не войска западных союзников. Судьбы убитых товарищей по подполью также могли произвести на поэта тяжелое впечатление.
Словом, если перед нами такое количество неясностей и чересчур общих формулировок, имеет смысл перейти к конкретным деталям.
Выход из подполья
В стихотворении названа дата выхода из подполья. С формальной точки зрения она безупречна, но все же вызывает сомнения — не столько в связи с тем, что она открывает, сколько из-за того, что остается недосказанным. Реальная история Ружевича-партизана сложнее, чем представленная в поэтическом тексте. Она известна нам прежде всего по публикациям Тадеуша Древновского
После этого потрясения (речь идет о смерти брата. — Ю.М.Р.) Ружевич пережил большие неприятности по службе. Он публиковал в «Вооруженной борьбе» самые разные тексты. Некоторые из них вызывали неодобрение «наверху», а их автора подозревали в… прокоммунистических взглядах. В то время, впрочем, такие подозрения могли возникнуть очень легко. Сатиру грозило дисциплинарное расследование, но его непосредственное начальство вступилось за него. Ружевичу было разрешено оставить отряд, и он вышел из леса 3 ноября 1944 года
Kłak T. O Tadeuszu Rożewiczu… S. 45. [12].
Этот полный эвфемистических формулировок рассказ представляет собой явную манипуляцию, цель которой — преуменьшить значение эпизода и скрыть реальные угрозы. Если дело было только в «неприятностях», то непонятно, почему юному Ружевичу пришлось бежать из отряда. Клак упоминает об обвинениях в прокоммунистических взглядах, но одновременно подвергает сомнению их обоснованность. Он как бы не замечает, что такого рода подозрения в драматичной военно-политической ситуации 1944 года (которая, кстати сказать, описывается у Клака) могли иметь серьезные последствия, а так называемое дисциплинарное расследование в армейских условиях было синонимом военно-полевого суда. Скрыть значительность обвинений и возможные последствия призваны и следующие предложения, намекающие на то, что в те времена подозрения — безосновательные, как следует из текста, — могли возникнуть очень легко, что солдаты могли получить увольнение на зиму (обычно по причине болезни), и даже что Ружевич оставил отряд «по обоюдному согласию сторон» (эта гражданско-правовая формулировка вполне созвучна стилю Клака, который избегает выражений из армейского языка и не использует слово «дезертирство»). Клак активно прибегает к эмоциональной лексике, стремясь вызвать у читателя сочувствие к герою, описывает переживаемую им боль, упоминает о том, что «у него были мысли о самоубийстве»
Тадеуш Клак пишет, что Ружевич легализовался «8 октября 1945 года в Пётркуве-Трибунальском на заседании Ликвидационной комиссии бывшей Армии Крайовой», и что в процедуре легализации участвовал командир его отряда. «Там (в зале, где проходило заседание. — Ю.М.Р.) присутствовал также наблюдатель от Министерства общественной безопасности. Эту беседу нельзя было назвать приятной»
Конспиративное Войско Польское насчитывало около четырех тысяч членов и действовало на территории нескольких воеводств, в том числе в Ченстохове, где Ружевич находился после того, как оставил отряд. Одной из главных целей вновь организованной вооруженной конспиративной деятельности была защита бывших участников подпольного сопротивления от преследований органов внутренней безопасности
Организация была разбита летом 1946 года в результате предательства и внедрения в ее структуру провокатора, который выдавал себя за заместителя арестованного Варшица. Суд над командиром и его подчиненными прошел в январе 1946 года в Лодзи. Место их захоронения неизвестно. В 1992 году Воеводский суд в Лодзи отменил приговор, постановив, что капитан Сойчинский (Варшиц) действовал, защищая независимость польского государства
Тадеуш Клак издал свою книгу в 2012 году, когда дезертирство из Армии Крайовой невозможно было описать в позитивном ключе. Тадеуш Древновский опубликовал монографию о Ружевиче в 1990 году, но написана она была еще в условиях социалистической Польши, и только из-за неповоротливости издательского процесса книга вышла, когда ПНР уже перестала существовать. История сыграла злую шутку с ученым, который пытался внушить товарищу Ярузельскому и другим представителям власти, что, вместо того чтобы искать общий язык с фрондирующими литераторами, имеет смысл оценить по достоинству благонадежного поэта из Вроцлава. Приведенная ниже обширная цитата многое объясняет и в логике рассуждений автора первой объемной монографии о Ружевиче, указывающего Ярузельскому на недооценку величия Тадеуша Ружевича, и в вопросе политических взглядов самого поэта в социалистическую эпоху:
Обострявшийся с середины семидесятых кризис охватывал все сферы, в том числе отношения между властью и представителями культуры и искусства. С начала этого десятилетия власть, вопреки традициям рабочего движения и сложившимся после войны обычаям, обращалась с деятелями культуры прагматично — и вскоре эта прагматичность переродилась в явный цинизм. Те, кто не чувствовал связи с идеологическими принципами, лежащими в основе государства, или перестал считать их важными, без колебаний печатались в самиздате. В самом тяжелом положении оказались писатели, которым народное государство было близко в идеологическом и эмоциональном отношении, которые чувствовали за него ответственность и не могли спокойно смотреть на его деградацию.
Ружевич, исходя из его опыта, убеждений и творчества, принадлежит ко второй категории; несмотря на его беспартийность и антиэлитарность, он в это тяжелое время был полностью лоялен по отношению к государству. Как и многим неравнодушным к проблемам страны людям, ему были одинаково чужды и «диссиденты», и партийные «реакционеры».
В прошлом власть была к нему благосклонна, что выражалось в полученных Ружевичем премиях и присвоенных ему званиях (хотя нельзя сказать, что в этом отношении он выделялся на фоне прочих, недоброжелатели прозвали его «poeta laureatus»). Однако даже в том случае, когда жизнь течет спокойно, трудно счесть эти награды удовлетворительным выражением признания. В Польской Народной Республике никогда не было места содержательному диалогу между политической властью и писателями, в отличие от других стран, где такой диалог между партиями и интеллектуальной элитой вполне нормален. Ружевич старался не упускать немногочисленные возможности непосредственного общения с представителями власти.
Во время одной из торжественных церемоний в 1966 году ему далось поговорить с Владиславом Гомулкой о… современной поэзии — это была приятная, но абсолютно случайная беседа. В семидесятых, когда Эдвард Герек обратился к представителям науки и культуры с просьбой описать состояние тех областей, в которых они работают, Ружевич отнесся к этому предложению всерьез и написал подробное письмо. В ответ он не получил даже подтверждения, что письмо доставлено. Неудивительно, что спустя несколько лет он проигнорировал приглашение похожего содержания
Drewnowski T. Walka o oddech… S. 22–23. [21].
Древновский (работавший редактором «Новой культуры» в сталинское время) подчеркивает лояльность Ружевича, о которой свидетельствует содержание стихотворения «Они пришли чтоб увидеть поэта» (NPPIWŚ), опубликованного во время военного положения в Польше. Исторический момент и идеологические взгляды Древновского обусловливают существенно меньшую степень эвфемистичности его версии дезертирства Ружевича из отряда Армии Крайовой. Автор прямо сообщает, что причиной преследования поэта была статья в «Вооруженной борьбе» от 2 февраля 1944 года
Не парадоксально ли, что тот же командир отряда, поручик Збигнев, народный учитель, который, несмотря на конфликт с реакционным вышестоящим начальством, спас подхорунжего Сатира от неприятностей, теперь стал грозным предводителем крупного подразделения, превратился в знаменитого генерала Варшица? Эти невероятные события в 1946 году привели членов «Конспиративного корпуса ВП-Боры» во главе с генералом Варшицем на скамью подсудимых. Им были предъявлены обвинения в убийствах, грабежах и разрушении транспортных путей. Восемь из двенадцати обвиняемых, в том числе Варшиц, были приговорены к смерти (см.: Wyrokwprocesie „Warszyca“ [«Приговор в процессе Варшица»] // Express Ilustrowany. 1946. № 332. Łodź)
Drewnowski T. Walka o oddech… S. 60–61, 63. [23].
Древновский, однако, не говорит о том, что причиной возвращения в лес были репрессии со стороны советских органов и польских коммунистических властей; он только обращает внимание на стихотворение «Вижу безумных» (CZR), открывающее второй официально изданный сборник Ружевича.
Из книги: Рушар Юзеф Мария. «Мене, текел, фарес». Образы Бога в творчестве Тадеуша Ружевича / Пер. Е. Стародворской. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2022.