15.09.2022

Юзеф Чехович, «Поэма о городе Люблине»

Юзеф Чехович — безусловно, один из самых выдающихся поэтов предвоенной Польши, ведущий представитель так называемого «второго авангарда», предтеча катастрофизма.

Поэт родился 15 марта 1903 года в Люблине в бедной рабочей семье. Он получил хорошее образование — этим Чехович во многом был обязан решимости своей матери, которая, несмотря на тяжелую материальную ситуацию, обеспечила детям возможность учиться. До 1921 года Чехович посещал люблинскую Учительскую семинарию. В 1920 году принимал участие в польско-большевистской войне. В 20-е годы работал учителем, в частности, в Браславе и Владимире-Волынском, затем стал директором Люблинской спецшколы. Позже учился в Институте специальной педагогики в Варшаве, работал в Институте для глухонемых и незрячих. В 1923 году вошел в состав литературной группы «Люцифер», был одним из создателей и редакторов люблинского авангардного журнала «Рефлектор», в котором дебютировал с рассказом «Повесть о бумажной короне». С 1933 года жил в Варшаве, работал в Союзе польских педагогов (СПП), редактировал журналы «Пломык» и «Пломычек», в которых печатал стихи для детей. В 1936 году, обвиненный в гомосексуализме, был вынужден оставить работу в СПП и стал секретарем редакции еженедельника «Пён». В 1938 году вместе с Людвиком Фрыде основал авангардистский художественный журнал «Пюро», выходивший ежеквартально. В 1939 году началось сотрудничество Чеховича с Польским радио, для которого он написал множество радиопостановок. Поэт погиб во время бомбардировки Люблина 9 сентября 1939 года.

Свою первую книгу стихов «камень» Чехович опубликовал в 1927 году в серии «Библиотека “Рефлектора”». Его первые тексты выдержаны в характерной для авангарда эстетике. На первый план в них выступает апофеоз современности и технического прогресса. Футуристическая поэтическая форма тесно переплетена с деревенской тематикой, что было отличительной чертой люблинского авангарда. Увлечение авангардной поэзией оказалось кратковременным, поскольку довольно скоро поэт выработал собственный стиль. Уже во второй книге, выпущенной в 1930 году под названием «день как день», зазвучали нотки катастрофизма. Живой интерес к городской культуре, урбанистике и технике приобретает в произведениях Чеховича новое значение. Исторический прогресс становится источником фобий, страха перед грядущими судьбами человека и мира. Начиная со сборника «баллада с той стороны» (1932) настроения катастрофизма усиливаются. Все чаще в поэзии Чеховича звучит тема смерти и тревоги, вызванной приближающимся концом. Затем появились сборники «старые камни» (1934), «в молнии» (1934), «ничего более» (1936) и «человеческая нота» (1939).

Поэзии Чеховича присуща глубокая оригинальность: поэт сознательно отказался от заглавных букв и знаков препинания, на первый план в его стихах выходила музыкальность, поскольку звуковой пласт текстов был неразрывен со смысловым. Во многих произведениях Чеховича звучание становится доминантой и само создает смысловую нагрузку при помощи разного рода эвфонических приемов. Чехович часто обращался к гиперреализму и символизму, равно как и к польской романтической и народной поэзии.

Юзеф Чехович писал не только стихи, но и прозаические произведения (собранные в книге «Рыжий конь»), эссе и статьи о литературе и искусстве («Животворящее воображение»). Незадолго до смерти он написал четыре одноактных пьесы: «Времени грядущего», «Блистающие мечи», «Представление», «Без неба». Кроме того, Чехович переводил русскую, украинскую, французскую и англоязычную поэзию, став первым в Польше переводчиком Элиота.

Юзеф Чехович был патриотом родного города, поэтому Люблин занял центральное место во многих его текстах. Одним из произведений, в котором Чехович увековечил свой город, стала «Поэма о городе Люблине», написанная в 1934 году. К написанию этого текста Чеховича подтолкнула тоска по Люблину, который он покинул в 1933 году, переехав в Варшаву. Мысленно поэт постоянно возвращался в родной город и всё больше разочаровывался в столице, о чем наглядно свидетельствует его переписка с другом, Казимежем Мерновским: «Варшава — это царство бессмыслицы, настоящий Содом. Будь у меня в Люблине такая же работа и жилье, как здесь — сразу бы вернулся. В Варшаве унынием отравлены мои сны, а Люблин, городок наш, словно та девушка из Мицкевича, с которой хоть скучно, да бросить невозможно...»

В поэму вошли стихи, ранее опубликованные в сборнике «Старые камни», вышедшем в январе 1934 года. Кардинальной разницы между стихами из сборника и поэтическими фрагментами поэмы нет — Чехович лишь изменил последовательность стихотворений и отказался от их названий. Кроме того, стихи оказались связаны между собой при помощи поэтической прозы, а на полях автор разместил свои комментарии, из чего можно сделать вывод, что поэма была написана Чеховичем для радио, которое, впрочем, воспринималось поэтом как нечто абсолютно волшебное. Свое увлечение радио Чехович объяснял так: «Когда участвуешь в игре, где единственным материалом выступают голоса, куда легче отдаться на волю воображения и самому выстроить изящные декорации, эдакий дворец из паутины и мерцающих огней».

Сообщение о радиопремьере поэмы было опубликовано в газете «Экспресс волыньский и люблинский» 7 июля 1937 года: «Поэтическая пятнадцатиминутка, посвященная Люблину. Поэма Юзефа Чеховича. 9 июля с.г. в 21.45 в эфире Польского радио прозвучит поэтическая пятнадцатиминутка, посвященная Люблину. Слушатели смогут познакомиться с поэмой известного люблинского поэта Юзефа Чеховича, написанной специально для Польского радио».

Впервые поэма была опубликована в журнале «Камена» в 1959 году, а в 1964 году ее выпустило отдельной книгой «Люблинское издательство».

Действие поэмы происходит июльской ночью, в полнолуние. Герой произведения — загадочный странник, который проводит нас по своему родному городу. Эта прогулка — своего рода возвращение во времена детства. Приближается полночь, город окутывают сумерки, в нем царят тишина и покой, и это вызывает в памяти образы из прошлого. Герой шагает по улицам, на которых прошло его детство, минует магазины и старые дома. Почти каждое здание будит воспоминания о былых временах — как беззаботных и радостных, так и полных тревоги. Вот эта лавка на углу напоминает герою день, когда ему подарили игрушечную трубу, а другая — прощание с матерью и сестрой перед уходом на фронт. Прогулки по улицам погруженного в сон города наполняют героя печалью, а темнота и мрак усиливают гложущее душу одиночество. Единственный спутник героя — месяц. Это он вместе с ветром ведет героя на кладбище, которое становится первым этапом ночного странствия. Здесь, в границах «черного прямоугольника», покоятся близкие героя, так что Люблин — это не только город детства, но и город мертвых. Шум ветра, кресты и зловещие надписи на воротах склоняют к глубокой рефлексии, погружая героя в печаль и задумчивость. Покой, который лишь изредка нарушают разговоры поздних похожих или лязг запираемых ворот, только усиливает чувство отчуждения. Путник ощущает себя чужаком, «но идет-то он среди стен, ему хорошо знакомых». Лирический герой поэмы — это не только проводник, с которым мы идем по Люблину, но и потерянный, одинокий человек, возвращающийся к своей надежной тихой пристани, каковой и является родной город. И все же Люблин, погрузившийся в ночную мглу, вызывает у путника противоречивые чувства. В лунном свете извилистые улочки и темные каменные дома будят страх вперемешку с восторгом, поскольку дышат тайной и волшебством. Время, в которое начинается ночная прогулка, также имеет символическое значение. Близится полночь, и когда часы бьют двенадцать, тревога растет. Проходя по улицам родного города, путник пытается постичь его загадку. Прогулка по мистическому Люблину — это еще и путешествие вглубь самого себя, поиск собственного «я», путь в прошлое, в которое он неустанно возвращается в своей памяти.

В поэме царит настроение сонной оцепенелости, она предлагает совершенно особый, затуманенный сном взгляд на действительность, а городской пейзаж плавно перемещается в сторону пейзажа души. Окружающий мир словно погружен в туман, скрыт за стеной эпитетов и метафор. Для поэмы характерны музыкальность, лиричность, импрессионистическое видение мира, а описания города оказываются отражением различных состояний души лирического героя. Используемый в поэме прием персонификации делает образы более зримыми и выпуклыми, что придает описываемым явлениям совершенно неповторимый характер. Образы поэмы текучи, они наплывают, наслаиваются друг на друга, и читатель словно находится внутри сновидения. Сложно сказать, происходит ли прогулка лирического героя наяву или во сне.

«Поэма о городе Люблине» — дань привязанности и любви Юзефа Чеховича к городу своей юности. Не стоит, однако, забывать, что произведение не только воспевает Люблин, оно еще и проникнуто экзистенциальной тревогой. Лирический герой при помощи воспоминаний возвращается в дни своего отрочества, одновременно предаваясь рефлексии относительно переменчивости и краткосрочности бытия. Прогулка по родному городу — это время для раздумий о былом, настоящем и грядущем.

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Фелига А. Юзеф Чехович, «Поэма о городе Люблине» // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2022

Примечания

    Смотри также:

    Loading...