20.01.2022

Польская литература онлайн №3 / «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича

Последним крупным произведением, вышедшим из-под пера Мицкевича, стала всемирно известная поэма «Пан Тадеуш» (1834). Она была мысленным возвращением поэта к годам, проведенным на родной земле, возвращением в «край детских лет», словом щемящей тоски по навеки оставленной отчизне, гимном родине и грустным плачем о ней. В созданной поэтом широкой и энциклопедически многогранной панораме жизни польской шляхты первых десятилетий века нашли место и любовная интрига, и печально-смешная история ссоры двух шляхетских родов из-за полуразрушенного замка, и рассказ о вступлении французов вместе с польским войском в Литву в 1812 г., и детальнейшее описание шляхетского быта, картины природы. Ограничение действия рамками одной шляхетской усадьбы и ее окрестностей не помешало красочности и многогранности изображения этого сельского мирка. Он показан во множестве аспектов: и в имущественно-правовых отношениях, и со стороны внешних примет  одежды, этикета, убранства дома, и со стороны вкусов, понятий, суеверий, повседневных занятий и немудреных развлечений. В многочисленной галерее его представителей и ревностные приверженцы патриархальной старины, и те, кто из Вильно, Петербурга, с Запада привез какие-то новые веяния, и отпрыск магнатского рода, и слуги с шляхетским гербом, и помещики среднего достатка, и шляхтичи-«однодворцы», и последние могикане старопольской администрации, и чиновники на жалованье у новой власти, и рачительные хозяева, и бесшабашные гуляки, и деревенская скромница, и модная кокетка.

В «Пане Тадеуше» с наибольшей полнотой раскрываются реалистические тенденции творчества Мицкевича, органически выходящие из романтизма, тесно связанные с характерными для него проблемами и подчиненные преобладающему романтическому настроению (особенно сильному в последних двух книгах), которое проявляется в патриотическом пафосе и скорби, в эмоционально-субъективной (при максимальной сдержанности и тактичности) оценке изображаемого, в своеобразной манере повествования.

Не менее важно и пронизывающее чувство историзма. Привлекательные и живописные черты старошляхетского уклада не мешают поэту показывать то с лирическим юмором, то с достаточной остротой и смешные слабости, и явные, губительные для страны пороки привилегированного сословия, а главное  принадлежность героев к отмирающему и невозвратному прошлому. Не случайно один из современников Мицкевича назвал поэму «могильным камнем, положенным рукою гения на старую Польшу, который представляет взору ее сынов столь потрясающий образ покойницы-матери, что они могут не только прочесть в нем всю ее душу, но и распознать те характерные черты, которыми она их самих наделила и которые переходят от умершего поколения к живущему, соединяя таким образом прошлое с будущим и из могилы добывая зародыш нашей будущей жизни».

Патриотический замысел определил и особое отношение поэта к событиям 1812 г., изображенным как время радостных надежд, охвативших тогда многих польских патриотов. (Впрочем, поэтом объективно отмечено, что культ Наполеона далеко не был тогда повсеместным.) И дело было не только в обаянии «наполеоновской легенды», но и в стремлении Мицкевича создать книгу, вдохновляющую и ободряющую, уверить современников в их способности возродиться и сплотиться в вольнолюбивом порыве.

В эпилоге поэмы (он был опубликован лишь после смерти автора) Мицкевич как бы подвел итог своим многолетним усилиям демократизировать польскую литературу, найти для нее пути сближения с народным читателем и сформулировал это в широко известных строках:

Дожить бы мне до радостного мига,

Когда войдет под стрехи эта книга,

Чтоб девушки за пряжею кудели

Не только бы родные песни пели.

Чтоб взяли девушки ту книгу в руки,

Простую, как народных песен звуки.

 

                                         Перевод С. Мар

Гениальность автора «Пана Тадеуша» как мастера звукозаписи, его умение живописать словом общепризнанны и ставят поэму в число феноменов мировой литературы. «Пан Тадеуш» стал свидетельством подъема польской романтической поэзии до высшего уровня европейского литературного развития. Н. В. Гоголь, один из первых русских читателей поэмы, назвал ее «удивительнейшей вещью». От романтической поэмы в строгом смысле слова, от «поэтической повести» 20-х годов ее отделяет очень многое, прежде всего масштабность замысла, отказ от концентрации проблематики и действия вокруг главного героя. Часто употребляемый в отношении поэмы термин «эпопея» передает скорее место «Пана Тадеуша» в национальной литературе, читательское к нему отношение.


Отрывок из обширной статьи о творчестве Адама Мицкевича. Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Ред. Н.А. Соловьева. М.: Высшая школа, 1991.

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Стахеев Б. «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича // Польская литература онлайн. 2022. № 3

Примечания

    Смотри также:

    Loading...