24.02.2022

Польская литература онлайн №8 / Агай-хан

 

АГАЙ-ХАН

Историческая повесть

 

Посвящается Марии

 

С небольшим числом бояр, но с бóльшим — татар и донских казаков, Самозванец пировал в Калуге, обдумывая, как бы ему еще удержаться на троне. Случилось, что татары его неожиданно наткнулись на отряды поляков под предводительством ротмистра Чаплица — и нескольких взяли в плен.

Человеку, уже потерявшему веру в себя, малейшая удача представляется победой. Не в меру обрадованный Лжедмитрий устраивает великолепный пир; после него объявляет охоту, вином и медом велит нагрузить огромные сани и на соснами окруженной равнине вновь начинает пир.

Среди бывших при нем татар находился некий Урасов, недавно обращенный из басурманской веры в греческую. Долгое время он состоял в милости у Самозванца, но однажды был избит палкой и брошен в темницу. Правда, Самозванец уже вернул ему свое расположение, но тем не изгладил из его памяти понесенную обиду.

Жажда мщения воскресла в сердце Урасова. Момент показался ему наиболее удобным, чтобы ее утолить, — и он вошел в сношения с татарами, точно так же обиженными за убийство их касимовского царька.

И вот, в то время как Самозванец осушает огромные кубки вина и меда, в то время как, охмелев, он теряет сознание, — Урасов подскакивает к нему сзади с пистолетом, стреляет, ранит и отсекает ему голову. Прочие татары разрубают тело на четыре части, а голову кладут в мешок и увозят в Москву; бояре, видя убийство, бегут.

Только три поляка-оруженосца, слабыми силами до последней минуты защищая несчастного, доказали тем, что поляк изменять не умеет.

Так погиб ничтожный и подлый обманщик, необузданный во всех своих гнусностях. В покое его нашли Талмуд, кожаную коробочку, надевавшуюся во время молитвы, и Библию.

Тем временем Марина, узнав об убийстве, сперва не желает верить [в несчастье] и сама отправляется на место происшествия; найдя лишь рассеченные одежды да обезглавленный труп, уже ночью, исполненная горя и отчаяния, возвращается она в Калугу.

Среди шума и смятения, с факелом в руке, с распущенными волосами, полуобнаженная, бежит она мимо полков и, прижимая к груди меч, с [отчаянным] воплем взывает о мщении.

Несмотря на то что Заруцкий с казаками объявил себя на ее стороне, — калужане отняли у нее все имущество и посадили в тюрьму. Из тюрьмы написала она князю Сапеге, старосте Усьвяцкому, такое письмо:

Освободите меня ради Бога! освободите: мне осталось жить две недели. Вы владеете славою в изобилии: добудьте ее еще больше, спася несчастную. Господь воздаст вам за всё. Марина. —  1611 г.

Бояре посылают за Михаилом Романовым, сыном митрополита Филарета, и выбирают его царем.

В это время дерзкий, гордый, неутомимый вождь казаков Заруцкий, не упускавший из виду своих целей, пока жив был малейший отблеск надежды, с казаками своими нагрянул в Коломну, захватил там Марину (на которой, как многие полагают, уже был женат) и ее маленького сына, а потом огнем и мечом стал опустошать Рязань и Переяславль.

Все обращая в пепел, везде проливая потоки крови, подходит он к Астрахани, захватывает ее, а воеводу предает смерти. [Вскоре силы его умножают терские казаки.]

Дерзость и счастие этого человека распространили повсюду ужас. Удаление поляков дает русским возможность снарядить против дерзкого врага огромное войско. Заруцкий, слишком слабый, чтобы сопротивляться столь значительным силам, отступает к самому Яику.

После долгих преследований, схваченный наконец в этих бездорожных пустынях вместе с Мариной и ее сыном, — сам он кончает жизнь [на колу]. Марину утопили подо льдом, сына же ее, которому было всего два года, безжалостно задушили.

(Немцевич. История царствования Сигизмунда III).

Агай-хан — ч. I

Агай-хан — ч. II

Агай-хан — ч. III

Агай-хан — ч. IV

Агай-хан — ч. V

Агай-хан  ч. VI

Агай-хан  ч. VII

Агай-хан — ч. VIII

Агай-хан — ч. IX

Агай-хан — ч. X

Агай-хан — ч. XI

Агай-хан — ч. XII

«Марина Мнишек с отцом под стражей» — картина Михаила Петровича Клодта

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Красинский З. Агай-хан // Польская литература онлайн. 2022. № 8

Примечания

    Смотри также:

    Loading...