Объясняться в любви, задавая простые вопросы. «Стишки» Барбары Грушки-Зых (1)
«Для чего нужны стишки?» Задавшись однажды этим наивным, на первый взгляд, вопросом, поэтесса использовала уменьшительную форму слова «стихи», что можно принять за самоиронию и желание дистанцироваться от пафоса и экзальтации, которые даже в наши дни нередко ассоциируются с «ремеслом поэта». Возможно, ее сподвигли на это слова другой польской поэтессы, ее подруги Эвы Липской, которая в одной из их бесед сказала, что «стишок — подушечка, к которой можно прижаться, спасаясь от ужасов этого мира»
Стихи Барбары Грушки-Зых носят жизнеутверждающий характер, выражая осторожную, не сторонящуюся неудобных вопросов веру в смысл жизни. Ее поэзия рождается благодаря импульсу, побуждающему быть одновременно и голосом живых, которые страдают и нуждаются в том самом «добром слове», и голосом мертвых, чье молчание требует реакции «свидетелей». Писать, чтобы бросить вызов Времени и силе бренности, искать хрупкие формулы (не)возможной гармонии существования — вот главные задачи, которые ставит перед собой польская поэтесса.
Творчество Барбары Грушки-Зых стоит на трех китах: осознании ценности «обыденного существования», приятии своей женственности и вере в возможность переживания сакрального опыта в повседневном бытии. Ее поэтическая стратегия — охота на скрытые значения событий, разыгрывающихся как внутри нее самой, так и в ее психофизическом окружении. И еще это — непрестанные попытки ответить на вопрос: почему я должна писать?
Слушать, говорить, свидетельствовать
Барбара Грушка-Зых — выпускница факультета польской филологии Силезского университета, поэтесса и журналистка, автор более двадцати поэтических сборников, многочисленных репортажей и колонок. Многие годы она публикует на страницах католического еженедельника «Гость недзельный» («Воскресный гость») интервью с деятелями мировой культуры и рассказывает о своих встречах с местами и людьми, связанными с христианской духовностью. Еще она — автор книг о своих «близких знакомствах» с Чеславом Милошем, Войцехом Киляром, а также с Эльжбетой и Кшиштофом Занусси.
В основе ее поэтической стратегии лежит осторожное доверие к миру. Благодаря такой позиции многочисленные в ее творчестве отсылки к сильной, хотя и не лишенной сомнений вере позволяют поэтессе ощущать жажду Смысла сквозь призму собственной экзистенциальной ситуации, но в то же время в контексте универсального значения человеческой судьбы. «Необходимость» или, скорее, внутренний императив, заставляющий ее писать стихи, — возможно, эхо быстрой реакции на слова собеседника во время интервью: ведь хороший журналист должен уметь не только внимательно слушать, но и адекватно реагировать на поступающие к нему импульсы
С самого начала своего творческого пути поэтесса следит за траекторией собственного бытия — примерно так же, проявляя огромную деликатность, она вникает в обстоятельства судеб своих собеседников. Ее поэзия вписывается в тематические круги, которые можно условно разделить на «любовные», «семейно-домашние», «дорожно-репортерские» и «религиозно-эсхатологические». Эти основные мотивы поэзии Грушки-Зых обретают все новые воплощения по мере появления у автора нового опыта, а в некоторых стихотворениях переплетаются между собой. С одной стороны, мы видим своего рода «вечное возвращение» образов, возникших еще в ее первом поэтическом сборнике «Испить первой воды» (1989)
Невзирая на участившиеся в современной западной культуре попытки подорвать и в результате стереть любую идентичность, Барбара Грушка-Зых утверждает ту половую идентичность, с которой она пришла в этот мир, отважно подчеркивая свою женственность, на что обратил внимание сам Чеслав Милош. Не боится она и восхищаться мужественностью: эротизм у нее неотделим от восхищения «близким Другим», которым для нее был и остается мужчина, этот фактор динамичного взаимодействия, который в ее ранних поэтических высказываниях приобретает сугубо эротическое измерение:
я сбросила все платья
отбросила все сомненья
гаснут огни
горит мой порог
В более поздних книгах контакт с Другим все чаще выражается в форме едва заметных, но очень важных для этого контакта жестов («я слышу как ты говоришь мне „люблю“ / теплыми прикосновеньями губ / рукой что сумку берет у меня / камнем снятым с души»).
Впрочем, было бы слишком большим упрощением считать стихи польской поэтессы выражением чувственности, понимаемой только как сексуальная или иная разновидность человеческого общения. Любовные стихи, представленные в этой книге, заслуживают внимания еще и в связи с часто появляющейся в творчестве Барбары Грушки-Зых очень интересной увязкой эротических аллюзий с любовью к Богу. Ведь Христос — это мужчина. Как, впрочем, и неженатый католический священник. Концепция «мистического обручения», этот важный элемент западной христианской духовности, присутствующий в женской монашеской мистике, определенно повлияла на поэтическое воображение Грушки-Зых. Насколько можно судить, ее лирическая героиня мечтает о духовном единении с вожделенным Другим, которое аналогично физическому соединению любовников
Поэтика стихий: огонь, вода, камень... и снег
Любовное слияние, нередко описываемое поэтессой при помощи символики огня («кто-то разбил / надо мной / кувшин полный огня»), может одновременно интерпретироваться как выражение решимости лирической героини в поисках духовного единения с Богом, которое изображается, в частности, через метафору «растворения в Другом». Со временем для достижения этой цели в поэтике Грушки-Зых все чаще начинает выступать символика воды, а также соединение твердой материи камня и мягкого, водного аспекта жизни:
тело в тело
как камень в воду
не останется следа
что их было двое
Gruszka-Zych B. Pali się mój próg [Горит мой порог]. Katowice: Śląsk. 1997. С. 101. [7]
Страстное отношение Грушки-Зых к действительности часто выражается в желании исчезнуть, при этом для достижения желаемого результата лирическая героиня предпочитает «утонуть» или «броситься в воду». Это, однако, не означает стремления к самоубийственному отрицанию собственной идентичности: любовь как эротическое и духовное удовлетворение вызволяет в поэтессе силу, позволяющую ей смелее «вглядеться» в свой опыт «человеческого» и усилить таким образом свою самоидентификацию. Стихии огня и воды представляются ей двумя сторонами динамики существования и выражают стремление преодолеть апорию бытия и небытия: «горячему» сгоранию в огне любви и экстатическому погружению в небытие
И хотя в более поздних книгах Грушки-Зых мы можем обнаружить отсылки к «телосожжению», как в стихотворении «мужчина и женщина перед кремацией», в котором все более популярная практика кремации останков оказывается предметом сложной игры значений («после сожженья от нас остается около трех килограммов / и он склонял свои восемьдесят над щитом стола / <…> а после собственным пеплом из сердца будет чернить / брови пейзажа»), со временем в ее стихах увеличивается роль, скорее, образов и метафор, связанных с символикой воды. Стихотворения «на водах» и «прибор для очистки воды» отсылают как раз к идее очищения тела и души. В первом из них, исполненном мягкого сарказма своеобразном мини-репортаже со знаменитого польского курорта с минеральными водами
Также мотив воды возникает в стихотворении «ne me quitte pas», входящем в сборник 2014 года «В списке не значимся», где благодаря игре с идиоматическими выражениями процесс обмывания умершего человека сопрягается с «совместной», а потому выходящей за пределы фундаментального смертного одиночества перспективой «смыться с этой земли»: «ты не покинешь меня / <…> когда меня будут обмывать / <…> мы смоемся с этой земли / вместе»
В поэзии Барбары Грушки-Зых присутствует еще одна стихия — снег. Французский антрополог культуры Жильбер Дюран писал, что исследователи литературы, говоря о поэтике стихий, «забывают» о стихии снега
Время, место, связь
Понимание важности межчеловеческих и межпоколенческих связей, а также присущее такому подходу внимательное наблюдение за «порядком бытия» характерно для всего поэтического творчества Грушки-Зых — начиная с первых проб пера и кончая недавними поэтическими высказываниями. Хрупкость, бренность человеческой жизни касается, по мысли поэтессы, не только прошлых, но и будущих поколений. Для написания многих стихов (включая опубликованные в последних книгах) поэтесса воспользовалась шансом, который выпадает не всем — возможностью черпать вдохновение из наблюдения за счастьем близких людей. Так, к примеру, появились стихотворения Грушки-Зых, посвященные ее внукам; впрочем, в этих текстах поэтесса не только предается типичной «бабушкиной радости», но и пытается заодно прикоснуться к тайне неповторимости человеческой судьбы, напоминая читателю, что каждый человек каждую минуту своей жизни стоит перед лицом неизбежности существования, разделяемой с другими людьми. Так, в стихотворении, посвященном внуку Леону, читаем:
мальчик бегущий
за мячиком цвета солнца
ты узнáешь его оловянную тяжесть
когда твои ноги устанут в пути
Глубокая, почти интимная связь поэтессы с Авторитетом, отраженная в стихотворении «Томашу Буреку» — это, в свою очередь, попытка задуматься над межчеловеческими узами, общим языком для которых может стать поэтическое слово. Смерть выдающегося литературоведа и литературного критика, умершего «на груде книг», «на постели из слов», становится здесь не только реалистической деталью, указывающей на обстоятельства, при которых было обнаружено тело ученого, но и метафорой, выражающей близость слова и смерти:
я хотела послать вам свои стихи а вы должны были их прочесть
и подсказать как их в сборник сложить но вдруг вы решили улечься спать
на груде лучших книг без которых нельзя
жить а вам пришлось на них умирать
Многие стихи Грушки-Зых написаны в форме «путевых заметок», своеобразных репортажей из других городов. В них слышны отголоски ее журналистских поездок, а также путешествий в обществе любимого мужчины (надо сказать, что поэтесса умело зашифровывает автобиографические подробности, из которых произрастает ее любовная лирика). Архитектура городов, увиденные в больших европейских музеях картины, внутреннее убранство храмов или интерьеры гостиничных номеров подстегивают поэтическое воображение Грушки-Зых, помогая ей более интенсивно переживать и творчески осмысливать жизненные ситуации, в которых она оказывается. Сама же она насыщает новые места своей страстью к неведомому, желанием понять его, принятием неожиданного опыта. Посещения памятников архитектуры, где она как бы случайно оказывается перед старинными алтарями и произведениями сакрального искусства, дают ей возможность предаться одинокому созерцанию, молитве и размышлениям, которые становятся для нее метафизическим «моментом истины». Примером такого подхода можно назвать стихотворение «в Бергамо» («фреска с потрескавшимся Ангелом / своды всегда трясутся / когда ты впускаешь Бога»), емкие строчки которого очень точно передают трагедию землетрясения 2018 года, одновременно оказываясь поводом для исповедания веры и экзистенциальной рефлексии.
Мы уже отметили, что поэзию Барбары Грушки-Зых пропитывает жизненная энергия, соединенная с «органическим» ощущением изменений, которые происходят с ее собственным телом как символом течения времени. Впрочем, чувственность никогда не выступает у нее в форме эмоциональной расхристанности, оставаясь в тесной связи с ее репортерской деловитой наблюдательностью. Способность увидеть в потоке событий мелкую, но важную деталь, чуткое внимание, направленное на возможный смысл того, что едва уловимо в контексте повседневной жизни, позволяют обрести в ускользающем мгновении и вспышке воспоминаний источник развернутого поэтического повествования. Такой деталью становится, например, детская ленточка из стихотворения «слишком большая» («детство развязывает ленты в волосах» / <…> / «— ты слишком выросла девочка — / поет тебе лента блестя как слеза»).
Вера в деталь, вера из детали
При чтении стихов Барбары Грушки-Зых может сложиться впечатление, что ее предчувствие трансцендентного возникает благодаря умению видеть тонкие связи между, казалось бы, незначительными и не зависящими друг от друга событиями, происходящими в результате постоянного движения микрочастиц осязаемого мира. Это формирует ее поэтическую метафизику повседневности, в контексте которой воображение работает от частного к общему, а проблески Уверенности появляются, когда поэтесса замечает единство между «дольним» и «горним». Тогда совершается нечто вроде «трансцендирующего прыжка воображения», и это не просто результат принятия и использования поэтессой христианского культурного кода (которому, впрочем, она остается верна), но следствие ее страстного отношения к действительности, проявляющегося в активном подмечании каждого мимолетного явления, в способности видеть большое в малом, постигать значительное в том, что на первый взгляд ничего не значит. Такое ви́дение мира не исключает ничего — ни места, ни контекста, ни ситуации.
Стихи, отражающие религиозный опыт поэтессы, — важная часть ее творчества: будучи католичкой, Барбара Грушка-Зых пишет с точки зрения человека верующего. При этом она, скорее всего, согласилась бы со словами Ольги Седаковой, сказанными в интервью, которое Грушка-Зых взяла у русской поэтессы в 2016 году для еженедельника «Гость недзельный»:
Признаюсь, мне не нравится термин «метафизическая поэзия». С ней связан совсем другой тип поэтического творчества — рассудочный, возвышенный. Такие стихи писал Иосиф Бродский. Не нравится мне, и когда обо мне говорят, что я пишу «религиозные стихи». Мне всегда казалось, что «религиозные стихи» — это такая поэзия на заданную тему, взятую, скажем, из церковного календаря. Для меня религиозная поэзия — это стихи, описывающие наше внутреннее состояние в момент встречи с Богом
Gość Niedzielny. 2016. № 26. [12].
И хотя по сравнению с Седаковой Грушка-Зых в своем творчестве уделяет философско-историософским дебатам совсем немного места, обе поэтессы самым важным в религии считают личный метафизический опыт, а не пафос и мишуру внешних проявлений религиозности. Правда, с другой стороны, ни одна из них не бежит обрядности, проистекающей из культурной принадлежности. Обе поэтессы — христианки, демонстрирующие свои экуменические устремления учениц Христа и напрямую обращающиеся к сути религиозного опыта.
В стихах Грушки-Зых встречаются рассказы о созерцании произведений религиозной живописи или фигуры распятого Христа, на которые поэтесса взирает, оказываясь в храме — в Польше или в других европейских странах. Нередко такое созерцание сочетается с поэтическим экфрасисом, рождающимся в пустой либо, напротив, переполненной туристами или паломниками церкви (как, например, в стихотворении «призвание апостола Матфея Караваджо»). При этом акт пылкой, но в то же время «блюдущей себя» веры всегда связан с какой-нибудь подмеченной деталью: («Иисус источенный / короедами влагой дождем / с Ним хотят покончить / но древо породившее Бога / расцветет»). В этом стихотворении медитация перед ветхой деревянной фигурой Христа включает в себя и рефлексию по поводу кризиса христианства, и размышления о взаимосвязи между хрупкой, обреченной на распад материей деревянного распятия и трансцендирующей мощью креста — Древа жизни.
Один из источников метафизических откровений Барбары Грушки-Зых — имманентное проявление мира природы. К произведениям, вдохновленным природой, принадлежит чудесное стихотворение «ключи» из книги 2020 года «Мой сладкий». В этих стихах весь видимый мир, вся природа содержат зачатки метафизического опыта и буквально пронизаны им («в небесах крики диких гусей / словно деревянными крыльями / они молотят воздух выбивая / из тайн полета зерна метафизики»). Реальность Эдема до грехопадения, тайного порядка, часть которого — человек, может проявиться во время обычной весенней прогулки по лесу, когда листья только начинают распускаться: «строителей не было видно / но всего через неделю сквозь кроны / не пробьется ни один луч / я слышала лишь стук молотка / слева под моей блузкой / надо мной все время Кто-то работал». Лирический субъект, искушаемый перспективой раствориться в равнодушной гармонии природы, по-прежнему остается паскалевским мыслящим, но в то же время и чувствующим тростником.
Послесловие к книге: Грушка-Зых Барбара. Я пишу для тебя / Пер. с польского Н. Кузнецова; послесловие C. Ясёновича в пер. И. Белова; сост. Н. Кузнецов. СПб — Вильнюс: Балтрус, 2022.