16.03.2023

Свадьба. Акт первый, сцены 31-38

Сцена 31

 

Хозяин, Ксендз.

 

Хозяин.

               Ксендз спешит, уехать хочет...

               Лошадей ему!

 

Ксендз.

                                            Здесь очень,

               очень мило. Словно ты

               по своей гуляешь пашне.

               Молодые так занятны!

 

Хозяин.

               Рад, что было вам приятно...

               Чем отметим путь обратный?

 

Ксендз.

               Старопольским чем-нибудь.

 

Хозяин.

               Курдеш спеть?

 

Ксендз.

                                                 Послушать рад я.

 

Хозяин.

               Что ж, споем — и в добрый путь.

 

 

Сцена 32

 

Ганочка, Ясек.

 

Ганочка.

               А, спасибо, Ясек.

 

Ясек.

                                                    Было

               хорошо?

 

Ганочка.

                                   А мы потом

               потанцуем?

 

Ясек.

                                         Ну конечно!

               Ганочкой, как образком,

               как раскрашенной картинкой,

               как иконою, любуюсь.

 

Ганочка.

               Всласть я нынче натанцуюсь.

 

 

Сцена 33

 

Каспер, Ясек.

 

Каспер.

               Ясек, подожди чуток.

               Что скажу тебе, браток!

               Знаешь что?

 

Ясек.

                                            Не знаю, брат.

 

Каспер.

               Панны с нами быть хотят.

 

Ясек.

               Я б и сам так думать рад...

                (Немного подумав.)

                Каспер, подожди чуток.

               Что скажу тебе, браток!

               Знаешь что?

 

Каспер.

                                        Не знаю, друг.

 

Ясек.

               Так-то так. А если вдруг

               нас дурачат эти панны?

 

Каспер.

               Мы с тобой не из таких.

 

Ясек, Каспер.

               Это не пройдет у них

               ......................................

 

 

Сцена 34

 

Ясек.

Ясек.

               Я найду павлиньи перья,

               наряжусь в павлиньи перья,

               господа спесивые,

               перышки красивые,

               не отцовы — дядины,

               а верней, украдены.

               Я на панский двор приду,

               кучу золота найду

               и павлиньи перья

               на себя примерю

               пану на беду!

 

 

Сцена 35

 

               Жених, Советница.

 

Жених.

               Пусть болтают! Что мне злиться?

               Разве странно, что водице

               предпочел я молоко?

               На ухаживанья годы

               я не тратил. И невзгоды

               не по мне. Зачем стремиться

               к цели той, что далеко?

 

Советница.

               Это взгляд мой не изменит.

 

 

               Сцена 36

 

Поэт, Рахиль.

 

Поэт.

               Влюбитесь когда-нибудь

               вы в крестьянина.

 

Рахиль.

                                                      Быть может...

               Парни нравятся мне. Только

               парень должен быть пригожим...

               Это как возврат к природе.

 

Поэт.

               Первый встречный непригоден.

               Жаловался ваш отец,

               будто ищете вы в книгах

               поведенья образец.

 

Рахиль.

               Все он разрешает мне

               и доволен мной вполне.

               Любопытно? Я — и рядом

               мужики, корчма, отец.

 

Поэт.

               Но у вас слилось все это,

               все поэзией согрето...

 

Рахиль.

               Стихов довелось прочитать мне немало.

 

Поэт.

               А сами писали?

 

Рахиль.

                                                Нет, не писала.

               Был развит мой вкус, и это мешало

               самой мне писать: от формы дурной

               не по себе мне. Зато предо мной

               поэзия льется живая,

               поэзия льется святая,

               и, право же, счастлива я,

               что свята она для меня и жива.

 

Поэт.

               О! Со святыми общается панна,

               запанибрата с облаком белым,

               запанибрата с певуньей крылатой;

               видимо, панна теперь захотела

               быть и с поэтами запанибрата.

 

Рахиль.

               Пан надо мною смеется!

               Но не сочтите нескромной:

               таинственная природа

               не кажется больше мне темной.

 

Поэт.

               Ночь на дворе — хоть выколи глаз,

               и сердце страстью пылает у вас,

               и хочется ласки, и жутко.

 

Рахиль.

               Пришла я сюда на минутку,

               в хату поющую эту;

               я, как мотылек, устремилась

               к ярко горящему свету.

               Но я смиренно

               уйду домой

               и буду думать о вас постоянно,

               и если в пана сильно влюблюсь,

               то ключ и записку

               пришлю я пану.

 

Поэт.

               Лети же, поэзия,

               в сад туманный,

               где розы томятся,

               вздыхают деревья,

               пройдет там панна

               и шалью нежданно

               розовый куст заденет.

               И скорбь ее передастся соломе,

               что куст покрывает;

               и станет

               передаваться печаль куста

               панне.

 

Рахиль.

               Да, да!

 

Поэт.

                               А если встретится дружка

               и будет приятен на вид,

               то сердце утешится ваше

               и, может быть, согрешит.

 

Рахиль.

               Через туманный пройду я сад;

               не раз оглянусь я печально назад.

 

Поэт.

               Пани, увидеть я буду рад,

               как вы придете в туманный сад,

               полуангел и полудева,

               и как острожно склонитесь потом

               над тем соломенным желтым чехлом,

               и дальше пойдете несмело.

 

Рахиль.

               Но зимний мороз

               не погубит роз,

               пусть будет он злым и суровым.

               Соломой покроют

               розовый куст,

               и весной расцветет он снова.

 

Поэт.

               Возвышенно это. Но почему

               я в голосе слышу обиду?

 

Рахиль.

               Когда я в сад, где деревья грустят,

               из этой комнаты выйду,

               то розовый куст, что стоит в глубине,

               под чехлом соломенным греясь,

               узнает о том, какую же мне

               пришлось здесь услышать

               ересь;

               как жалили, как обижали меня,

               меня, что пришла влюбленной;

               чехол соломенный подговорю я,

               чтоб в хату пришел, на свадьбу пришел,

               и поверите вы, быть может,

               что не было то, что сказала Рахиль,

               ложью.

 

Поэт.

               Зовут вас Рахиль?

 

Рахиль.

                                                     Ну и что же?

 

Поэт.

                                                                               Отлично!

               Звучит ваше имя весьма поэтично.

               Каких вам угодно шлите гостей —

               таинственных или обычных.

 

Рахиль.

               Любовь!

               Услышать ее поскорей

               должны вы. И, чтобы согрело

               вас солнце поэзии и красоты,

               зовите на свадьбу смело

               все чудеса, цветы и кусты,

               молнии, звуки, напевы.

 

Поэт.

               А также чехол!

 

Рахиль.

               Поверили вы?

               Вас это уже захватило —

               солома, увядшие розы и ночь,

               потусторонняя Сила?

 

Поэт.

               Тогда вовсю развернется здесь пир

               свадебный.

              

Рахиль.

                                            Плохо ли это?

               Теперь я пойду. Между нами — мир;

               вы стали опять поэтом.

 

Поэт.

               Вы в шаль закутались.

               Значит, adieu.

 

Рахиль.

               Пора мне домой вернуться.

               Я веселюсь pour passer le tempsЧтобы провести время (франц.).[1].

               Ведь я не могу «вовсю развернуться».

 

 

Сцена 37

 

Поэт, Невеста.

 

Поэт.

               Все, чего желаешь ты,

               сбудется: преобразила

               всю тебя любовь.

 

Невеста.

                                                    Да что ж

               сделать я могу? Где силы

               взять мне?

 

Поэт.

                                     А твои желанья!

               Прикажи — и в миг один

               все другим на свете станет:

               ты — невеста, ты — жасмин.

 

Невеста.

               Почему решил так пан?

               Что вам обо мне известно?

 

Поэт.

               Потому что ты сегодня

               счастлива — ведь ты невеста!

               Ну так пригласи гостей —

               тех, что в лапах у чертей

               мучаются, изнывают,

               тех, чьи души в адском пекле

               муки совести терзают.

 

Невеста.

               А зачем нам эти духи?

 

Поэт.

               Позови, они не глухи.

               Пусть на свадебном пиру

               глянут на живые лица.

 

Невеста.

               Вот так задал пан загадку!

               Где их столько поместится?

 

Поэт.

               Музыка приятна им.

               Дух послушает минутку

               и развеется, как дым.

 

Невеста.

               Пан наплел все это в шутку?

               Пан плести-то больно дюж!

               Не понять мне. Вот мой муж.

 

 

Сцена 38

 

Поэт, Невеста, Жених.

 

Поэт.

               А, явился новобрачный!

               Слушай, ты же ведь поэт...

 

Жених.

               Все сложилось так удачно!

               Целый свет, целый свет

               в пору тут на пир позвать бы,

               так я рад, так я рад!

 

Поэт.

               Глянь в окошко. Видишь, сад?

               Позови чехол на свадьбу.

 

Жених.

               Ха, ха, ха! Ха, ха, ха!

               Не хватает здесь чехла!

               Эй, соломенный чехол,

               в самом деле,

               на веселье

               к нам приди и сядь за стол.

 

Невеста.

               Есть что выпить, закусить,

               здесь не будешь ты грустить.

 

Жених.

               Вдоволь здесь найдешь всего ты,

               все, что надо для чехла.

 

Невеста.

               Приходи, коль есть охота.

 

Поэт.

               Ха, ха, ха!

 

Невеста.

                                     Ха, ха, ха!

               Скоро полночь будет бить.

               Приходи к нам водку пить.

 

Жених.

               Ха, ха, ха!

 

Поэт.

                                     Ха, ха, ха!

 

Невеста.

               Он ведь глух и днем и ночью,

               Зря кричим мы что есть мочи.

 

Жених.

               Приходи к нам с кем захочешь!

               Здесь на свадьбе

               пировать ты

               будешь с нами.

 

Невеста.

               Ну уважь ты жениха!

 

Жених.

               Ха, ха, ха!

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Выспянский С. Свадьба. Акт первый, сцены 31-38 // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2023

Примечания

    Смотри также:

    Loading...