21.04.2022

Балладина. Действие второе

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

СЦЕНА 1-я

 

Лес около озера Гопла. — Восход солнца. Хохлик и Грабец, вывалявшийся в красной грязи трясины и сильно навеселе.

 

Грабец

Ни шагу дальше!

 

Хохлик

                                 Да ведь тут уж близко

До дома твоего.

 

Грабец

                                 Мой черный пес,

Тебе не верю… ты меня все водишь,

В болото всадишь, и хвостом виляешь…

Нет, черный кот, хотел тебя погладить,

А из тебя вдруг выбрызнул огонь…

Спать буду.

 

Хохлик

                        Табачку бы ты понюхал.

 

Грабец  (держась за дуб)

Смотри, как обнимает дуб меня;

И диво ли — грабине дуб приятель…

Поверь мне, дуб, тебя весьма ценю,

Хоть бы до губ, хотя бы прямо к сердцу.

 

Хохлик

Идем вперед…

 

Грабец

                               Нашелся дуб-приятель;

Хотя бы показал ты рай, где Бог

Стреляет воробьев, не брошу дуба,

Шатается, нужна ему опора.

Смотри, бедняжка прямо обомлел.

Сюда, собака! Фонарем свети же!

Дуб загубил. Ха! Убежал! Дуб скрылся.

Ишь, не узнал меня… весь в камыше я,

Оброс, всю ночь валялся я в грязи…

 

Хохлик

Идем в корчму.

 

Грабец

                               На это я товарищ —

На это как на лето… Нет, уж будет…

Мне не пристало… Раз корчма есть дама,

Так ею я любим, ее люблю,

Придет сама… Ходить к девчонкам глупость…

Откуда получаешь ты табак?

 

Хохлик

От пана Люцифера.

 

Грабец

                                       Ты мне светишь

Ну прямо в нос. Послушай, милый пес,

Сыщи-ка зайца, выстрелю.

 

Хохлик

                                                    А чем?

 

Грабец 

А громом!.. Так как мы друзья с тобою,

Покорнейше прошу меня простить,

Что в грязь тебя завел; сидели в луже

Мы по уши, как добродетель, ха,

И хохотали — так и хохотали,

Мой нос, хи-хи, в нос пана-добродея.

 

Хохлик 

Ты помнишь, что́ осока говорила?

 

Грабец 

Ах, милая пришла на помощь мне…

 

Хохлик

Спасла осока дудку…

 

Грабец

                                           Это в шутку,

Она всегда мошенницей была…

 

Хохлик

Идем!

 

Грабец

            Спать, спать.

 

Хохлик

                                    Ты лучше влезь на дуб.

 

Грабец  (поет)

На дубочке

Сидят голубочки,

На прудочке утки, как богачки,

А снеси-ка, брат, штаны мои к прачке…

 

Хохлик

Как? Хочешь спать? а где ж ночной колпак?

 

Грабец

Не хочешь? Ну так к черту, кот волшебный.

 

Хохлик 

Ну, доброй ночи…

 

Грабец     

                                    Доброй, доброй ночи,

Пошел бы я еще с тобой в корчму,

Да больше нету силы. Доброй ночи…

 

(засыпает)

 

Хохлик 

Вот люди глупы! Ну и существа!

Напился, красной ржавчиной измазан,

И спит, пускай теперь идет Гоплана.

 

(Входят Гоплана с Искоркой.)

 

Гоплана

Где он? ах, спит… пусть розовые зори

На лик ему свой первый блеск прольют;

Но росы пусть сольются в нежном флере,

Чтоб солнце век не ранило… Вот тут

Возьми ты, Хохлик, дар, дабы обилью

Подарка, за труды свои, был рад.

 

Хохлик  (беря дар)

Орех-свистун, гнилой наполнен пылью,

Как табаком, — благодарю трикрат;

От пьянства хлопы выспятся не скоро,

Я поднесу стаканчик им, и два…

 

Гоплана  (к Искорке)

Которая же милая Киркора?

 

Искорка

Да обе.

 

Гоплана

                Ах, сорви ты голова!

 

Искорка

Придут сюда, искать в лесу малины,

Как говорил…

 

Гоплана

                            Скажи, что делать мне?

 

Искорка

На сердце ты надейся Балладины,

Черно оно, и зависть там на дне,

И более, чем зависть, — все в огне…

 

Гоплана 

Что ж обе ночью делали?

 

Искорка

                                                  Алина

Уснула тихо, Богу помолясь.

Малина снилась ей; а Балладина

Зажгла свечу и вышла в тот же час,

В ладоши ей в лесу захлопал кто-то;

Чтоб подсмотреть, я полетел за ней…

Как призрак, шла… Кругом везде дремота…

Она, как тень, дрожала меж стеблей;

А свет свечи, чрез пальцы, словно роза,

Из чащи, то погаснет, то опять

Засветится; чу, шелестит береза,

Проснулась пташка, чирк — и снова спать;

И тихо так прошла сквозь воздух мглистый,

И тихо так прошла… Из мотыльков

Веночек закрутился золотистый,

Вкруг девушки летит, как стая снов…

Над головою закружился… Встала…

Я слушаю… Вдруг с шелестом ветвей

Она словечко тихое смешала,

И кто-то отвечал из леса ей…

 

Гоплана 

Что ж, может быть, подружка Балладины?

 

Искорка

Нет, пани.

 

Гоплана

                    Кто?

 

Искорка

                                Мне нужно говорить?

 

Гоплана  (показывая на спящего Грабка)

Он?

 

Искорка 

        Да.

 

Гоплана  (к Хохлику)

                Он с ней сошелся у осины?

Велела, Хохлик, я тебе следить,

И помешать им!

 

Хохлик

                            Дьявол помешает

Любовникам.

 

Гоплана

                        Ну, Искорка, замкни

Ты Хохлика в лягушечьей скорлупке

И в озеро пусти, как в малой шлюпке.

 

Хохлик

О, пани, лучше ты меня убей!

 

Гоплана 

Убить нельзя мне, покарать могу я.

 

Искорка

Иди, пан Хохлик, лодку строй себе.

 

(Хохлик, искривляясь, как упрямое дитяко, уходит за Искоркой.)

 

Гоплана  (одна)

Так ночью видел, видел он ее;

Проклятье! был он с нею, льнул к осине!

Пусть месяц, им светивший, гибнет в тине!

Пусть звезды гасят золото свое!

Пусть ангельской дороги все ступени

Рассыплются, пусть их покроет мгла!

Ужасно! Был он там? Вон в этой тени?

О, если б эта дева продала

Единый взгляд мне за алмазы ныне!

Как покарать его? Вот отыщу

Месть страшную: его я превращу

В извившийся вьюнок, лазурно-синий,

И насмерть удушу узлом цветов…

Нет, из венка такого он, спокойный,

Жив выйдет, а она без дальних слов

Омлеет, сражена любовью знойной.

Как покарать его?... Пусть он корой

Оденется, плакучей станет ивой,

К воде пусть склонит каждый листик свой

И плачет так, виновный и стыдливый…

Любимый мой, когда я так тебя

Увижу в этой горести тягучей,

Я буду плакать, ах, тебя любя,

При виде плача вербы той плакучей.

 

(Искорка возвращается.)

 

Искорка

Он в раковине замкнут, по волнам

Он скачет и на озеро въезжает

В повозке упокойницы лягушки.

 

Гоплана 

Сорви в лозе мне розгу. 

(Искорка подает Гоплане прутик.)

                                            Пробудись!

Проснись, любимый! Для чего, скажи мне?..

 

Грабец  (сонный)

Сплю… ибо пьян.

 

Гоплана

                                Скажи мне, для чего ты,

Как песенкой влюбленный соловей?..

 

Грабец  (в полусне)

Дай боровик заместо мне подушки…

Не дашь, так в пруд, ты, рыба, обезьяна.

 

Гоплана

Так узнай же власть Гопланы,

В землю влажную войди,

В лист оденься, как в туманы,

Вербой серой выходи

И покройся весь корою,

И плакучей плачь листвою.

(Грабец тонет в земле, на том месте вырастает верба.)

       Расти, плакучая, расти,

       Пусть каждый листик твой затонет,

       Как пташка малая в пути,

       Летя, тебя тихонько тронет,

       И плачь, когда, журча, ручей

       Подроется волной своей,

       Иль ветерок промчится, вея,

       Листки по лесу разнесет.

       Скорее, Искорка, скорее,

       Пусть соловейчик здесь поет,

       Пусть пеньем вербу он помучит

       И плакать, и любить научит;

       Но ни один вороний клюв

       Пусть здесь на каркает — пусть стая

       Ворон, по небу пролетая,

       Летит — сюда не заглянув:

       Она — не мертвая, живая.

 

Искорка

О, как листки красиво протянула

И кланяется небу и цветам,

Из человека ива разрослася

Красивее, чем был тот человек.

 

Гоплана

Пускай теперь дружочек Балладины

Пождет ее, пускай ветвистым оком

Из-под древесных век глядит на деву…

 

Искорка

Сюда идут, я вижу, две девчины,

Из глины черный жбан на голове

У каждой; за малиной в лес приходят.

 

Гоплана

Укроемся среди густых ветвей.

(Гоплана и Искорка укрываются. — Алина входит с кувшином на голове.)

 

Алина

Ах, сколько здесь малины — словно розы!

И хрусталем на ягодах роса

Жемчужная. Такие у Киркора

Коралловые губы — как малина…

Фиалочки, вздыхаете напрасно,

Нет времени фиалки мне срывать,

А то сестричка наберет малины

Жбан полный и воротится из леса,

Чтоб мужа взять; а я останусь в девах

С фиалками… Хотя бы золотыми

Вы розами, фиалочки, здесь были,

Хочу малины.

 

(поет, собирая малину)

 

     Милый, милый, мой любимый,

     Золотой великий пан!

     Золотому, дорогому

     Я несу малины жбан.

     Ибо хочет мой единый

     Полный, полный жбан малины,

     Ярче всех полян. Ох!

     Ярче всех полян.

(Уходит в лес. — Входит Балладина с кувшином на голове.)

 

Балладина

Как мало здесь малины! Но, как кровь,

Красна она. — Как мало! Что ж мне делать?

Куда пойду?.. Не ведаю… А небо

Огнем все распалилося, как кровь…

Зачем ты, солнце, всходишь так кроваво?

Уж лучше б ночь и тьма, чем это утро…

А где моя сестра?.. должна была

Пойти направо, и кувшин малиной

Наверно уж наполнила она,

А я — как бы безумная средь ягод

Хожу с своим отчаяньем каким-то,

И слезы потопляю я в росе.

 

Алина

Сестричка! а, сестричка дорогая!

Где ты?..

 

Балладина

                  Алина кличет, в зове смех.

Должно быть, полный жбан уже набрала.

(Входит Алина.)

 

Алина

Ну что ж, сестричка?

 

Балладина

                                        Что?

 

Алина

                                                   Кувшин твой полон?

 

Балладина

Нет.

 

Алина 

         Что же здесь ты делала, сестрица?

 

Балладина

Я? Ничего.

 

Алина

                       Ах, цветик мой, как дурно!

А мой уж полон, ягоды одной

Лишь не хватает.

 

Балладина

                                  У меня возьми.

 

Алина

Ах, милая! Сестричка, расскажи мне,

Где ж ты была? Ведь вместе вышли мы,

Довольно было времени; сестрица,

Я леса не украла у тебя.

А почему с лицом таким ты белым?

Со сжатыми губами…

 

Балладина

                                            Вылезает

Из жбана у тебя твоя малина,

Как змеи, эти ягоды кусают

Меня своими жалами упреков.

Иди и пани будь; сестра как вол

В плуг запряжется, из семян колючих

И из противных маковых головок

Давить в крестьянской хате масло будет.

 

Алина

Стыдись, сестра! Прошу тебя, не надо

Болеть так из-за счастья моего.

 

Балладина 

Ха! Ха!

 

Алина

              Что значит этот смех ужасный?

Сестра, ты захворала? Если ты

В отчаяньи большом, так расскажи мне…

Но ты Киркора любишь? Очень любишь?

Сестричка, расскажи мне откровенно.

Есть рыцари иные, знаешь, рыбка,

Как буду пани, я тебе супруга

Найду…

 

Балладина

                   Ты будешь пани? Ты! ты! ты! 

(достает нож)

 

Алина

Что значит, Балладина, этот нож?

 

Балладина

Нож этот? Он от змея, что в малине.

 

Алина

Сестра, ты так бледна, ты посинела,

Моя калинка, что же, что с тобой,

Что так бледна ты? Как ужасно это!

Промолви хоть словечко. Сядем обе

И искренно поговорим друг с другом,

Так, напрямки, ведь мы же две сестрички.

(садится на траву) 

Киркора я люблю, ах, не затем,

Что он богат, что он великий рыцарь,

Что господин он знатного двора,

Что у него карета золотая,

Одежды золотые; все ж мне мило,

Что в золоте он ходит, что имеет

Он светлый меч и много-много слуг;

Ведь это рыцарь прямо как из сказки,

Приходит королевич и находит

Заклятую царевну тут в лесу… 

 

Балладина (встает в смятении)

Ох!

 

Алина  (вставая)

          Милая, скажи мне, что́ с тобою?

 

Балладина  (с возрастающим смятением)

Когда б тебя, сестра, убила я?..

 

Алина

Что говоришь ты?..

 

Балладина

                                      Дай малину мне.

 

Алина

Кто знает, если б ты да попросила,

В уста поцеловала бы Алину,

Быть может, я дала бы?.. Балладинка,

Попробуй…

 

Балладина

                        Что? Просить?..

 

Алина

                                                       А то прощайся

С малинкой.

 

Балладина  (подступая)

                         Что?..

 

Алина

                                       Ведь видишь что, сестра,

Тот жбанчик — счастье, муж мой, мой любовник,

Златые сны и свадебный венок,

И все мое…

 

Баладина  (с бешенством наступая) 

                         Отдай мне этот жбанчик!

 

Алина

Сестра!..

 

Балладина

                    Отдай! Не то…

 

Алина(по-детски поддразнивая)

                                                  Не то… Что ж будет?

Малины нет, так желудей сухих

Набрать ты можешь или листьев ивы?

И так… скорей я бегаю, чем ты,

И от тебя я убегу межою…

 

Балладина

Ты?

 

Алина 

            Уж, конечно, в лете я тебя,

Сестричка, упрежу.

 

Балладина

                                     Ты?

 

Алина

                                                 Как ты смотришь!

Сестра, не приближайся, взгляд твой страшен.

Не знаю, что… но я тебя боюсь.

 

Балладина (приближается и берет ее за руку)

И я боюсь… Ляг наземь. Ляг же! А!

(убивает)

 

Алина

Пусти меня, пусти!.. Ох!.. Умираю… 

(падает)

 

Балладина

О, что рука моя здесь совершила?

 

Голос из вербы 

Мария, Иисус!

 

Балладина  (пораженная)

                           Кто? Кто-то крикнул?..

Не я ль сама молилась за себя?

Змея, змея, и женщина, сестра,

Нет, не сестра. Кровь вижу я повсюду,

Пятно вот здесь, и здесь, и здесь!

(показывает на лоб, пятнает его пальцем)

                                                              И здесь!

За жбан малины кто ж убьет сестру?

Коли меня из бора кто так спросит,

Отвечу: Я! Солгать мне невозможно,

Отвечу: Я! — Как я? Еще вчера

Могла бы присягнуть, что нет… В дорогу!

В лес! В лес? Бегу! Вчерашнее пусть сердце

Помолится, моляся за тебя.

Ах, я вчера ведь вовсе не молилась.

Как дурно, дурно! А теперь уж поздно.

Есть в небе Бог… забуду, что Он есть,

И буду жить, как будто бы нет Бога.

 

(Убегает в лес. — Входят Искорка и Гоплана. — Алина лежит убитая.)

 

Гоплана

Ах! Ужасы… Вот, люди так друг друга

Ножами режут. Что тут, я не знаю,

Должна людская делать расторопность?

Мы, духи, ведь не ведаем тех зелий,

Которыми врачуют пораненья;

А может быть, она еще жива,

Вся теплая; отшельник собирал здесь

В лесу травинки; если бы о ней

Имел он попеченье, ожила бы,

Наверно… Ах, мой Искорка, скорее!

Отшельника сюда ты проводи.

(Искорка убегает)

Вы, тернии и острые шипы,

Коли падет убийца на колени,

Так будьте под коленами ее.

Пускай летит, стегаемая ветром,

Поражена журчанием ручья,

Который, как сестра, тихонько плачет…

(смотрит в лес)

Я вижу пастуха; себя зовет он

Скитальцем, что из каря счастья изгнан,

Напрасно в мире он искал любимой…

Теперь уже влюбляется в цветы,

И в звезды ночи, в солнце, в золотую

Звезду утра… пусть тело это зрит.

(уходит в лес)

(Входит Филон, смотрит на небо.)

 

Филон  (с восторженностью)

Зачем мне светишь ты, жена Титана?

Был розовым твой лик, теперь стал белым.

Зачем мне светишь, Феб? Ты до утра

Любя Фетиду, у нее на лоне

В любви кончался; а теперь пускаешь

Коней свирепых и с одежд сребристых,

Счастливый, Феб, роняешь ты росу…

Там бледная Диана, увидавши

Чело твое с кудрями золотыми,

Скрывается перед Эндимионом

В лазури, в сердце самое твоими

Златистыми лучами пронзена…

Любовь — то свет, то небо, жизнь сама!

А я — я не любил! Беда, беда мне!

(замечает тело Алины)

А это что за божество! Как мрамор,

Она бледна. Мертва?.. О, Боже, Боже,

Похожа на бессмертную богиню,

И вот мертва. — И верба здесь над ней

Так плачет. А моя душа, в которой

Чувствительность такая для мечтаний,

Слез не имеет? Слез моих родник

Иссяк в моих скитаниях пустынных!..

Какая стройность дивная! Вчера

Она еще была полна движенья

И чувств. И шел к ней свадебный венок.

И как могла любить!.. А нынче… нынче

Обманчивая смерть подкралась к ней

И жизнь порвала, а очарованье

Посмертное на пагубу мою

Возникло здесь… О, ангел мой! О, смерти

Любовница! Своей рукою белой

Как нежно черный жбанчик ухватила…

Оттуда высыпается малина,

А из груди, нежней, чем алебастр,

Другой ручей румяный вытекает,

Красивей в краске, чем малины кровь.

Убийца твой двояко будет мучим,

Две совести восстанут на него

За эти два кровавые потока…

Нет, зверь лесной тебя убил, должно быть,

Не мог бы человек. — О, Боже, вот

Тут ржавый нож, — так человек убийца!..

Ах, в небо скрыться от людей подобных!

Спи, милая, мой поцелуй тебя

Не может разбудить… мне ж смерть в нем будет.

(Целует уста умершей, и подносит нож. — Прибегает отшельник.)

 

Отшельник

Стой, стой, убийца! — В грудь железом метит!

 

Филон

Взглянь, отче, на нее. Нашел себе я

Возлюбленную… только не жива.

 

Отшельник

О, чей же меч цветы такие ранит?

Кто здесь пустыню кровию пятнает?

Король Попель пришел сюда, должно быть,

И лилии лесные запятнал?

 

Филон

Слезами кровь омою…

 

Отшельник

                                              Слез стыдись!

 

Филон

Ах, умерла она… Смотри, смотри здесь…

Цветок небесный — это смерти знак

На белом лоне… Звездочка могилы…

 

Отшельник

Ты молодой и сильный, подними-ка

Умершую и на плечи возьми;

Тебе нести я помогу. А в келье

Есть зелья у меня…

 

Филон

                                    Крепишь надеждой

Ты душу обомлелую; ты руку

Даешь душе несчастной, что ложилась

Уж в скорбный гроб… Позволь мне, я сломлю

На этой иве ветку, под которой

Убитая упала… Здесь увидел,

Здесь полюбил ее — здесь потерял

Пред тем, как полюбил… Ах, в прошлом мира

Утраченное счастье; клад нашел я,

Богаче же не стал…

(ломает ветку на иве)

 

Голос из ивы

                                       Не тронь, я пьян…

 

Филон

Тут ива говорит…

 

Отшельник

                                  В лесу есть бесы

Я знаю их; не раз они стучали

Мне в келью…

 

Филон

                          В лесе ангелы, но только

Умершие…

 

Отшельник

                     Ну, ангела неси…

(Филон берет за плечи тело Алины и уходит за отшельником. — Гоплана и Искорка выходят из чащи.)

 

Гоплана  (указывая на иву)

О, люди, о, проклятые! Как смели

Сорвать они на этой иве ветку?

Он должен был страдать?

 

Искорка

                                                  Ах, что-то тут

Из раны льется, горькое на вкус…

Должно быть, это та вода, что люди

Огнем горючим из пшеничных зерен

Вымучивают, чтобы пить потом…

 

Гоплана

Слеза, что потерялась… Ах, о каждой

Слезинке бриллиантовой жалею,

Коль пролилась она не для меня.

Ты завтра будешь вольным, мой любимый;

Преступную ты будешь упрекать,

Что от утра терзала до другого…

Скорей укройся, Искорка, — смотри,

Безумная подходит Балладина,

Распущенные волосы, лицо же

Так бледно, бледно, синее совсем.

Лицо закрывши, сяду я под ивой;

И стану, как сестра, с ней говорить…

И буду грызть безумную, грызть буду…

(Искорка уходит.)

 

Балладина  (вбегает на сцену обезумевшая)

За мною ветер гонится сердито,

Кричт: Убита, да, она убита.

Деревья вторят: где сестра твоя?

Омыть с руки пятно хотела я,

Склонилась к посиневшему ручью…

Где я? Под вербой плачущей стою…

Та самая, где я… Сестра моя!

 

Гоплана

Сестра!

 

Балладина

               Ужасный возглас слышу я!

Труп… труп… кивает мне… рукой манит…

Холодный ужас сердце леденит,

Встал дыбом волос… Ноги как в цепях…

 

Гоплана

Не чувствуешь ли в смутных ты мечтах,

Сестра, что совершила ты здесь злое?

И если бы сестра жила…

 

Балладина

                                                 Жила?

 

Гоплана

Свершила б вновь убийство роковое?

 

Балладина  (ища около себя)

Ах, где ж мой нож? Иль ты его взяла?

 

Гоплана

Короток был твой нож, сестра.

 

Балладина

                                                          Причина

Тут не во мне.

 

Гоплана

                            А ежели Алина

Тебя, сестра, простит, и скажет так:

Мне сон послал какой-то странный знак;

Сестричка, снилось мне, что к нам до хаты,

Пред тем как в лес со свечкою ушла ты,

Приехал рыцарь; он вампиром был           

И двух сестер безумно полюбил;

Он в лес послал обеих за малиной,

Так снилось мне, пошла я с Балладиной,

И там, в тени, она меня ножом…

Проснулась я… К ворожее пойдем!

 

Балладина (задумавшись)

То сон… ах, правда… так ведь и со мной…

Мне кажется, сестра…

 

Гоплана 

                                           Сон, сон пустой…

 

Балладина

Сон…

 

Гоплана

            Только мать нас побранит за то,

Что мы в лесу…

 

Балладина

                              А рыцарь…

 

Гоплана

                                                      Сон, ничто…

 

Балладина

Не может быть… Ужасно! Он как сон

Исчез, и нет его!

 

Гоплана

                                Но я живая…

 

Балладина

Чтоб умереть тебе! Сон только он?

Уж в смерть твою всем разумом вошла я.

Отерла б скоро кровь с руки моей…

Была б счастливой.

 

Гоплана  (открывая лицо)

                                      Дьявол, будь же ей!

Твоя сестра мертва.

 

Балладина

                                       Великий Боже!

Кто ты?

 

Гоплана

                Смотри, пузырь из хрусталя,

Который вихри выдувают,

Волной лазурной шевеля,

И красками цветов лик утра одевают. —

Но будь спокойна, — тайн твоих, —

Не разглашу я миру их.

Будь слитой так игрой предначертанья

С рукою рыцаря, с рукою преступленья,

Тебя супруг твой, рыцарь, ждет,

А преступление и дальше уведет.

В сокрытой муке сохни вечно

И в каждой ягоде малины видь врага.

Ток мысли вьется бесконечно

И заливает берега.

Тебя здесь видели. Чу, верба

Поет дрожанием листка.

Жди от всего себе ущерба.

Страшись дерев! Страшись цветка!

До обрученья, в обрученьи

На белых лилиях — пятно,

На белых розах, в их свеченьи,

Пятно кроваво зажжено.

Иди… возьми тот жбанчик черный…

Тебя губить не стану я.

Природа вся, за грех позорный,

Врагиня злейшая твоя.

Иди.

(Балладина берет из рук Гопланы кувшинчик Алины и молча уходит.)

          Она ушла, и смоет кровь с одежды,

Но красное пятно на лбу ее горит;

Я не сказала ей, смыть это — нет надежды,

Пятно на лбу своем до смерти сохранит.

А я пойду скользить средь волн, в хрустальном плеске,

И в озерную гладь я брошу темный вид,

Лик преступления… А после, в лунном блеске,

Вернусь послушать я, как ива та шумит.

(Уходит.)

 

СЦЕНА 2-я

 

Крыльцо перед хатой вдовы, отененное липами. — Вдова и Киркор сидят на лавке.

 

Киркор

Не видно их…

 

Вдова

                           Вернутся, пан, вернутся,

Одна вослед другой, как два гусенка.

Два белые гусенка, друг за другом.

Ах, слезы у меня из старых глаз

Польются, как увижу их, на славу

Христу…

 

Киркор 

                 Какая ж первая придет?

Иль Балладина?

 

Вдова

                                 Верно, Балладина.

Она и в храме первая, и всюду…

С органом начинает песнь свою.

Алина также первая.

 

Киркор

                                        Так, может,

Воротится Алина?

 

Вдова

                                   Может быть.

То Богу ведать.

 

Киркор

                               Старая, ты знаешь,

Тревожусь о твоих я дочерях.

 

Вдова

А, собственно, и я… Как будто призрак

Какой-то влез мне в голову… Хотя

Никто не помнит, чтоб когда малины

Весной да не случилось… А когда бы

Вдруг не было малины… Я вчера

Так думала, как будто сон мне снился, —

Вдруг нет малины в боре? — а потом я

Себе твержу: ты глупая — как можно,

При яслях конь, и если нет овса,

Так сено есть, и ежели девчины

Малины не найдут, есть земляника.

Вам, королям, знать, в замках не видать,

Что́ там малина есть, что́ земляника,

Что́ сено, что́ солома, что́ дупло,

А что́ пчелиный улей. Вам ведь только

Все золото, да золото, да злато.

 

Киркор

Не думай так — поверь, что огорченья

Терзают нас, и в замках знаем мы

Лихие дни. Сто раз я, мать, хотел бы

Знать тихую такую жизнь.

Как на таком крыльце мне было б мило

Ждать сельскую любимую жену!

Как ветер утра сердце овевает,

И ты добра, хоть грубый твой убор.

 

Вдова

Мой праздничный убор — прошу покорно!

Ведь выбойка! Лишь в праздник и ношу

Такие одеянья… Балладина

Сюда идет.

 

Киркор

                      Где, где?

 

Вдова 

                                        Да не видать.

Но матери-то ведомо; вот, пане,

Смотри, — ты видишь, ласточка, наместо

Того, чтобы лететь, сидит тихонько

И под соломой кроется… Когда бы

Алина шла из леса, ты бы, пан мой,

Услышал шум на балках, щебетанье,

И друг за другом… пррр… летят из гнезд

К той девушке, и кружатся над нею,

Как будто тучка малых черных звездок

Над звездочкою белой…

 

Киркор

                                                Почему же

Так к младшей птички ластятся?

 

Вдова

                                                             Кто знает?

Вон видишь, Балладина?

 

Киркор

                                                  Как идет к ней

Кувшинчик черный тот на голове!

(Балладина входит с опущенной головой.)

Девица, дай кувшинчик свой, а я

Свой перстенек тебе отдам взамену.

(Берет кувшинчик. Балладина отворачивает голову. Киркор надевает на ее палец перстенек.)

 

Вдова

Как светят бриллиантики!

 

Киркор

                                                   О, если б

Жизнь сладким раем нам была обоим!

По старому обычаю, иди

В покой к себе, пусть сватки заплетают

Твою косу, пусть свежие цветочки

В нее вплетут, а через час, венчанной,

Дрожащей я возьму тебя из рук

Твоей родимой, и женой мне будешь.

Карета ждет, за ксендзом я поеду.

(Киркор уходит.)

 

Балладина

Ох!

 

Вдова

          Что ж вздыхаешь? Почему сжимаешь

Как бы с печалью бледные уста?

 

Балладина

Как рассказать, мать милая, не знаю!

 

Вдова

Что́, милая, что́, дочка? Или ты,

Как серночка, уж убежать хотела б

От самых от дверей опочивальни?

 

Балладина

О злом тебе должна я рассказать…

 

Вдова

Что? Говори.

 

Балладина

                         Ах, право не поверишь.

Алина. — Ах, ты младшая сестра,

Любимая такая! — Ах, как жалко!

 

Вдова

Что ж, дочка?

 

Балладина

                           Баловала ты ее,

Твоя вина, что вот теперь…

 

Вдова 

                                                     Скорей же,

А то умру.

 

Балладина

                    Боюсь я говорить.

Любовь слепа, и матери любовь.

Но кто б сказал, что молодая лань

Вдруг убежит…

 

Вдова

                               Алина… дочь?

 

Балладина

                                                            Сбежала…

 

Вдова

Куда? и как? и с кем? О, Боже, Боже!

От матери родимой отреклась.

 

Балладина

Предвидела давно, что так случится:

Молокосос оборванный какой-то

Везде ходил за этою девчиной

И на ухо ей что-то все шептал.

Я говорила. Знаешь, как она

Слова сестры всерьез не принимала.

И нынче убежала с ним.

 

Вдова 

                                               Урод!

О, выродок! Иди же с ним до пекла.

О старых тех глазах не рассудила,

Что будут плакать — хорошо, не будут,

О, нет, не будут плакать о тебе.

Змеиный плод у матери на месте

Живого сердца, можно разрезать,

Куски змеи разрезанной сплетутся,

Как полотна кусок… Хотела б я

Ее ругать… И проклинать… И мучить…

Ты знаешь, эти очи — как ножи.

Вот так, влепила б прямо я ей в сердце;

Да, как ножи… но только без слезы,

Которая смотреть мне возбраняет.

Безумной, может, ты меня видала,

Но чтобы плакать, плакать… Нет! нет! нет!

(Плачет с рыданиями.)

 

Балладина

Так запечалить! Господи, мой Боже!

 

Вдова

Так запечалить!

 

Балладина

                                Мать свою, старуху!

 

Вдова

О, Боже мой, и старую такую…

Но может быть, воротится она.

Кто ведает! Неправда? Может быть,

Воротится? Как сядет так одна

При свечке ночью, и придет на мысль ей:

Где мать теперь? Ведь сердца б не имела,

Коль никогда бы не думала о ней…

 

Балладина

Там дружки…

(Слышна свадебная музыка.)

 

Вдова

                         Как они играют грустно

И весело. Ты весь мой клад теперь —

Дай лоб мне, поцелую… Что такое?

Червонное пятно, как будто кровь?

 

Балладина  (пораженная)

Кровь?

 

Вдова

               Это, может, только от малины…

Дай… я сотру…

 

Балладина  (стирая)

                             Мать… я сотру сама.

 

Вдова 

Есть, есть еще.

 

Балладина

                            Теперь?

 

Вдова

                                           Как тот рубин,

Что в перстеньке твоем так ало светит.

 

Балладина  (снова стараясь стереть)

Ну, а теперь?

 

Вдова

                        Еще, как на сушильне,

Где сушат хмель, листок червонный.

 

Балладина

                                                                      О!

Ужасно это! Как это ужасно!

 

Вдова

Дай только лоб мне, живо я сотру.

(Привстает на цыпочки.)

 

Балладина

Не трогай, мать, пятно.

 

Вдова

                                             Болит?

 

Балладина

                                                             Нет, нет,

Не больно.

 

Вдова

                      Принесу-ка я воды

Целебной, из-под тополя, где утром

Пьют воробьи.

(Вдова уходит.)

 

Балладина

                            Пятно, пятно, исчезни!

 

(Входят сваты и дружки, разодетые, с музыкой, приближаются к Балладине, та отворачивает лицо.)

 

Сваты  (поют)

Не отвращай чела, стыдливая девчина;

Ждет муж, ты будь светла, о, юная калина.

Не отвращай чела…

 

Девушки  (поют)

Сваты деву обнимают,

Пусть цветы обороняют

Твоего венка…

 

Сваты(поют)

Обороны нет в цветочках.

Нет, в их белых лепесточках,

От дружка.

(Девушки подают Балладине корзину с цветами.)

 

Балладина

Прочь! прочь! — Откуда белые те розы

С пятном червонным в каждой розе? Прочь!

Корзину уберите!

(Балладина убегает в хату.)

 

Одна из девушек

                                  От цветов,

Что ей, ее подруга, принесла я,   

Так отреклась!

 

Первый из юношей 

                              Смотрите, пыль столбом,

И золотая едет там карета,

Киркор в ней с ксендзом.

 

Второй из юношей

                                                   Перед той каретой

И солнце даже кажется как медь.

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Словацкий Ю. Балладина. Действие второе // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2022

Примечания

    Смотри также:

    Loading...