Помпеи (заметки к поэме)
То, что разрушило город <…> открыто глазу.
У.Х. Оден
1
Город, который пал лишь
ради того, чтобы выжить.
Штраф за гешефтмахерство,
за несоблюдение ритуалов?
Дар жирным, декольтированным
пенсионеркам в легких бейсболках?
2
Время, что пламя, снует языком
из грязи улиц в пыль археологического
заповедника, от грубой стены
храма к слизким внутренностям
жертвенного быка. Прирученный
огонь жил с ними — ведь и здесь
кратки были зимы — один грел руки,
а другой соблазнялся
светом, на путях из полена к пеплу.
3
Воображение довершает колоннаду
(лад — языческая благодать воскресения?),
и усталость обретает твердую почву
(тело — так это оно не умирает?).
А где же девятнадцать веков восемнадцать лет?
Не осталось и крошек смысла,
которые нужно смыть тотчас по приходе
в номер. Точь-в-точь как…
на ужин получим мясо под красным вином,
оправимся в cubiculum, а после
к морфею.
Нам приснятся лишь пленки,
отснятые нами, но в пределах правдоподобия.
Что-то повторится, и это узнавание
доставит нам удовольствие. Чего еще можно
ожидать от человеков?
4
Солнце осушает бутылки
в постимперских закоулках,
в особняках, в храмах, в банях
для общества и в приютах тихой любови.
Воды нет. Лишь пот и сухой
язык помнят о ней и жаждут
ее возвращения. Эй, вода, ты нам
дороже денег! А бутылки?
Ах, те выживут; у нас
сегодня не их день.
Формы, в которые заключено наслаждение
(этот холод в тени огромной вазы)
выжидают вблизи
наших тел.
5
Все тычут пальцами в колеи,
куда впадала быстрая колесница, вырытые
телегой весом в сто бочек сорренто.
Два параллельных дна
потока (в дождливый день),
два коридора, каньона, рва
тектонических. Благодаря
им римский гражданин
был лишен сомнений. Однослед
двухколесный, он же велосипед, есть
выдумка либералов; как Харлей или мопед
«Комар» — шедевр контркультуры.
Продолжая метафору, можно сказать,
что устойчивость гарантируется ему
погоней или бегством… Но тысячи
лет империй держатся на бизнесе
войны и торговли, в заботе
о некотором балансе.
6
Экскурсионные параллели: здесь подавали вино,
а тут, пожалуйста, картинки, легионеры делали
это. Что же изменилось? Банальность:
по-прежнему в ходу кру́жки, подобия оттенены
рисунком. Все дело в отделке? Да, преходяще лишь
то, чего мы касаемся. И в области, недоступной
чувствам, всегда можно угадать;
доплата за риск.
За недостатком доводов верим
в следы и свидетельства. Иначе нам
пришлось бы возлюбить голые
стены, без шансов на взаимность.
7
Трава в трещинах мозаик,
слой песка прямо на дне бассейна,
уродливые деревья и стаи камушков,
настырно лезущих в обувь.
Будь то природа — чувства
поддались бы восторгам, но
мы ведомы необязательным.
Да неужели во имя того
сохранились фрески, могучие статуи,
чтобы мы ставили функции
выше жизни? В чью честь
украшены стены и паркет, в кого
целил надписями изгадивший
кладку? Что ж поведало
ему лицо на барельефе фонтана?
Если это есть — то есть
для меня.
8
Похоже на то, что когда бы не лава,
он бы не дожил. Разошлась
бы память папирусом кстати не укры-
тым от палящего времени.
Земля ожидает как поэма
в золе избыточных толкований.
Мы не уверены ни
в чем, разве что в
кратере. Все прочее архео-
логия, вернее, эксгумация белых
fragmenta antica из убитого грунта.
Наши заметки, сноски, наброски
будут вашим садом, раздольем, опытным
полем.
9
Руина навсегда. Пусть им и хотелось
оставить нам абсолют — мы выбрали жизнь.
Что ж, возрадуйся,
нам есть за что уцепиться
— это прежде всего контакт.
Держаться края
последней строчки — пары досок
на живую сбитых:
добро вне времени.
Anno Domini 1997