19.10.2023

Римский триптих. III. Гора в земле Мориа

1. Ур Халдейский

 

Было время, когда люди

постоянно кочевали.

Со своими стадами влеклись они, куда звали пастбища:

где земля — тучная матерь —

могла прокормить животных,

там человек ставил шатры

и принимался жить.

 

Зачем мы сейчас ищем

место в земле Халдейской,

откуда с толпой таких же, как сам, кочевников

вышел Аврам, сын Фарры?

Быть может, он думал: зачем уходить?

Зачем покидать Ур Халдейский?

Думал ли он так? Переживал ли печаль расставания?

Оглядывался ли назад?

Не знаем. Знаем лишь, что был ему Голос,

сказавший: Ступай!

Аврам решил идти за Голосом.

 

Голос говорил: Будешь отцом множества народов,

потомство твое будет многочисленно, как песок на берегу моря.

Как же исполнится такое обетование, думал Аврам,

если натура отказала мне в даре отцовства?

Жена, которую с дней моей молодости я возлюбил,

не принесла мне сына, и оба мы посему сокрушаемся.

Голос, однако, молвил: Будешь отцом. Будешь отцом множества народов.

Потомство твое будет столь многочисленно, как песок на берегу моря.

 

 

2. Tres vidit et unum adoravitТрех увидел и единого почтил (лат.). (Из «Contra eudem Maximinum Arianum» Блаженного Августина. Вторая книга, глава 26.7.)[1]

 

Кто мог так прорицать будущее

далекое и близкое?

 

Кто Он, этот Безымянный,

пожелавший объявить о себе голосом?

Обращавшийся к Авраму,

как Человек к человеку?

 

Он был Иным. Не подобным всему,

что мог представить о Нем человек.

Говорил — и, значит, ожидал ответа...

 

Однажды Он пришел к Авраму в гости.

Пришельцев было Трое, тот их принял

с превеликой почестью.

Ибо Аврам ведал, что это Он,

Только Он.

Узнал голос. Узнал обетование.

Год спустя оба они с Сарой радовались

рождению сына,

хотя были уже в преклонных летах.

 

Сын — это значит: отцовство и материнство.

Ты станешь отцом, Аврам, отцом множества народов.

Имя тебе отныне будет «Авраам».

В именовании этом стану благословлять тебя.

В именовании этом до самых крайних пределов земли

приумножу твое потомство.

Ибо имя будет значить: «Тот, кто уверовал вопреки надежде».

 

Вокруг племена и люди сотворяли себе богов

(так Египет, так Эллада, так Рим).

Он, Авраам, уверовал Тому, который Сущий,

с Которым говорил, следуя за Голосом,

перед Кем распахнул полог своего шатра,

просил быть гостем,

оставался с Ним.

 

Сегодня мы возвращаемся в те места,

ибо туда когда-то пришел к Аврааму Бог.

К Аврааму, который уверовал, пришел Бог.

 

Когда племена и люди сотворяли себе богов,

пришел Тот, который Сущий.

Вошел в деяния человека

и открыл ему Тайну, сокровенную

от начала мира.

 

 

3. Разговор отца с сыном в земле Мориа

 

Так шли они и вели разговор уже третий день:

Вот гора, на которой я должен принести жертву Богу,

говорил отец. Сын молчал, не смея спросить:

Где жертва? с нами огонь и дрова, и жертвенный нож,

но где жертва?

Бог сам эту жертву усмотрит,

так сказал, не смея

промолвить: жертвой, мой сын, будешь ты —

поэтому молчал.

 

Молчаньем Своим он вновь запропал в глухую дебрь.

Внимая Голосу, который его вел.

Сейчас Голос умолк.

Он остался наедине со своим именем Авраам —

тот, кто уверовал вопреки надежде.

Вот-вот он сложит жертвенный костер,

Запалит огонь, спутает руки Исааку —

и тогда — что? займется костер...

Он уже видит себя отцом мертвого сына,

которого дал ему Голос, и вот отнимает?

 

О Авраам, который восходишь на гору в земле Мориа,

есть такая граница отцовства, такой порог, которого ты не переступишь.

Иной Отец тут примет жертву Сына.

Не бойся, Авраам, иди, как шел,

делай, что должен делать.

Ты будешь отцом множества народов,

делай, что до́лжно, до конца.

 

Он сам остановит твою руку,

готовую нанести жертвенный удар...

Он сам не допустит, дабы десница твоя исполнила,

исполненное в сердце.

Да — замрет в воздухе твоя рука.

Он сам ее остановит.

И с этого времени гора в земле Мориа станет ожиданием —

Ибо на ней уготовано совершиться тайне.

 

 

4. Бог завета

 

О Авраам —  Тот, кто вошел в деяния человека,

только через тебя желает открыть эту тайну, сокровенную от начала мира,

тайну прадавней мира!

 

Если мы сегодня отправляемся к тем местам,

из которых когда-то вышел Авраам,

где был ему Голос, где исполнилось обетование,

то лишь затем,

чтобы оказаться на пороге —

чтобы достигнуть начал Завета.

 

Ибо возвестил Господь Аврааму,

Что́ есть для отца жертвоприношение сына — смерть жертвенная.

О Авраам — ибо таково Господь возлюбил мир,

что Сына своего отдал, дабы каждый, в Него увероваший,

обрел жизнь вечную.

 

— Остановись же —

Я ношу в себе твое имя,

оно же знак Завета,

заключенного с тобой Предвечным Словом,

прежде чем был сотворен мир.

 

Запомни это место, когда пойдешь отсюда,

оно останется ждать своего дня —

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Иоанн Павел II . Римский триптих. III. Гора в земле Мориа // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2023

Примечания

    Смотри также:

    Loading...