Конрад Валленрод. Историческая повесть | II
II
В Мариенбурге колокол гудит.
Уже в часовню перешли из зала
Комтур верховный
Второй по своему значению после великого магистра авторитет в Ордене (А.М.). [1], рыцари, вассалы.Звон колокола с их молитвой слит:
Все просят, чтоб воинственную братью
Небесной осенило благодатью.
Гимн
Праведный Боже,
Голубь Сиона
Мир христианский — это подножье
Вечного трона.
Укрепи, Боже, наши усилья,
Простри над нами святые крылья,
Свет разлей златой и переменчивый —
Райское пламя.
Его лучами
Здесь избранника днесь увенчивай.
Упадайте ниц, сыны человечьи,
В предвосхищеньи великой встречи!
Дай знак, Спаситель,
И укажи нам,
Кого в обитель
Поставишь ныне ты господином,
Кому меч Петров и силу бранную,
Хоругвь святую
Надлежит вложить нам во десную,
Кто язычников сразит осанною?
Сын земли, трепещи и скланяйся во прахе
Пред крестом на железной рубахе!
***
Они выходят, помолясь. Велел
Комтур верховный отдохнуть немного,
Чтоб довершить важнейшее из дел —
Добиться знака вещего от Бога.
Ночная свежесть к окнам их влечет,
Рассаживаются по галерее,
Выходят в рощи под древесный свод.
Ночь тихая благоуханья льет,
Но ближе к утру стало чуть светлее.
И месяц меж сапфировых долин,
Меняя лик, меняя взор летучий,
То в черной плыл, то в серебристой туче.
Потом померк, устал бродить один.
Так юноша влюбленный долгим оком
Охватывает бездны прошлых лет.
И счастье встреч, и горечь тайных бед.
Смеется, плачет в горе одиноком,
На грудь склоняет голову, вздохнул
И в летаргии мыслей утонул.
Пока прогулка утомленных манит,
Комтур верховный важным делом занят.
С вернейшими он будет говорить,
Средь прочих подозвал он и Хальбана.
Как путеводную найти им нить,
Вдали от всех поймать намек желанный?
Из замка вниз спускаются, к лесам,
Не разбирая в зарослях дороги.
Час минул, два. Вон озеро, а там
Близ вод уснувших дикие разлоги.
Пора и в замок, утро настает.
Вдруг голос... Не из башни ль голос тот?
Отшельница!.. Прислушались в тревоге.
Уже лет десять, как издалека
Она приехала во град Марии
Хроники тех времен упоминают о крестьянской девушке, которая, объявившись в Мариенбурге, потребовала, чтоб ее замуровали в особой келье, где она и окончила свои дни. Могила ее славилась чудесами (А.М.). [2].Чужды ей стали радости земные.
Что привело ее сюда? Тоска
Иль совести ужаснейшие муки?
Но покаянье требовалось ей.
Она бежать решила от людей
И здесь жила со всем живым в разлуке.
Хоть отказали в просьбе ей сперва,
Она в слезах молила дозволенья.
Тогда ей башню отдали. Едва
Она ступила за порог, каменья
Навалены и замурован вход —
Пусть ангелам внимает за порогом!
Она простилась с миром. Этот свод
Лишь в судный день разомкнут будет Богом.
Оконце лишь осталось наверху,
Чтоб ветер залетал в ее жилище,
Чтоб люд кормил ее убогой пищей.
Несчастная, какому же греху
Ты предалась, что каешься так тяжко,
На солнышко не смотришь в вышину?
С тех пор, как в башне заперлась монашка,
Она не приближается к окну,
Не ловит ветра свежего порывы,
Небес не замечает бирюзу,
Цветов не наблюдает переливы,
И лучшего не видит — лиц внизу.
Но что она еще жива — известно:
Бывало так, что нищий пилигрим
С тропы сбивался и во мгле окресной
Блуждал с молитвой, и тогда над ним
Парила песня, выйдя из оконца.
Иль детвора из прусских деревень,
Сойдясь в дубраве, чуть померкнет день,
Вдруг замечала — в башне будто солнце.
Янтарная ли это прядь волос
Играет прерывающимся блеском?
А может, кто-то руку там вознес —
Благословить детей за перелеском?
И слышат братья, проходя вблизи
От башни, чей-то голос над собою:
«Проклятых псов, о Конрад, порази,
Магистром быть назначен ты судьбою!
Едва ли ты свою изменишь суть,
Хоть сбросишь, как змея, остатки кожи.
Мысль прежняя твою взволнует грудь,
Ведь и меня она терзает тоже!
Пусть суждено тебе во прахе лечь,
Но крестоносцы твой познают меч!»
В смущенье братья. Что же это значит?
К кому обращены ее слова?
Вот простирает руки, горько плачет...
Но даль вокруг безгласна и мертва.
И лишь за лесом, будто брызги света —
Блик от забрала. Он уже поблек,
Тень на земле... Не плащ ли стлался это?
Нет, обманулся взор, и лишь восток
Сверкнул по росам полосой багряной
Лишь заклубились по лугам туманы.
«О братья, — говорит Хальбан, — хвала,
Хвала определению Господню!
Отшельница решение дала.
Мы Конрада должны избрать сегодня
Если во времена избрания голоса разделялись и единого мнения не было, то подобные происшествия считались пророчеством и влияли на решение капитула. Так, например, Винрих Книпроде получил голоса всех выборщиков, ибо несколько братьев якобы слышали троекратно доносящийся из гробницы великих магистров голос: «Vinrice! Ordo laborat!» «Винрих! Орден в опасности!» (А.М.). [3].Пускай протянет руку брату брат...
Не Валленродово ли это имя?
Так пусть же нынче братьями святыми
Он будет избран!» —
«Верно!» — все кричат.
И по долинам этот крик разнесся
И голосом триумфа он разросся.
«О славься, Конрад, власть от нас прими!
Язычников навеки разгроми!»
Хальбан стоит в раздумии глубоком,
Презрительным им вслед взирает оком,
Потом на башню посмотрел — и вот
Песнь, уходя, негромкую поет:
Песнь
Синяя Вилия — мать ручейков,
Дно ее из золотистых песков.
Вилии краше литвинка со жбаном,
Краше и взором, и ликом румяным.
Вилия к Ковну течет по лугам.
Сколько тюльпанов рассыпано там,
Сколько нарциссов! — Но — дети долины —
Краше цветов молодые литвины.
Вилии синей цветы не нужны:
Неман любимец ее и избранник.
Нежной литвинке литвины скучны,
Мил ей из края далекого странник.
Вилию Неман в объятия взял,
Силой увлек на студеное лоно,
К морю по скалам проносится вал,
Оба в пучине погибнут бездонной.
Горек, литвинка, удел красоты,
С милым ты в край отправляешься дальний,
В волны забвения канешь и ты,
Но в одиночестве канешь — печальней.
Сердце и реку не сдержишь вовек.
Девушка любит, и катятся воды.
Вилия в Немане кончит свой бег,
Девушке в башне не ведать свободы.