Читальный зал / Ярослав Ивашкевич
Ярослав Леон Ивашкевич (1894—1980) — польский писатель, поэт и драматург, переводчик. Председатель Союза польских писателей (1959—1980).
Родился в деревне Кальник (ныне Гайсинский район, Винницкая область, Украина). Его отец Болеслав Ивашкевич, выходец из мелкопоместной шляхты, учился в Киевском университете, но за участие в польском восстании 1863 года был исключен из него и, отбыв наказание, некоторое время служил домашним учителем, а затем до конца своей жизни работал бухгалтером на сахарном заводе. После смерти отца в 1902 году семья практически лишилась средств к существованию, перебравшись сначала в Варшаву, а затем в 1904 году в Елисаветград.
Учился в елисаветградской и киевской гимназиях, затем на юридическом факультете Киевского университета. Одновременно он обучался в Киевской консерватории, увлекался музыковедением.
Литературный дебют Ивашкевича состоялся в 1915 году, когда его стихотворение «Лилит» было напечатано в киевском еженедельном журнале «Перо» (Pióro). В 1916—1918 годах был актером и литературным руководителем киевского театра «Студия» Станиславы Высоцкой.
Весной 1918 года записался в 3-й Польский, а после его расформирования поселился в Кракове. В октябре 1918 года Ивашкевич вернулся в Варшаву, где стал активным участником авангардистской литературной группы «Под пикадором» и поэтической группы «Скамандр» (польск. Skamander), основанной поэтами Юлианом Тувимом, Антонием Слонимским, Казимежом Вежинским и Яном Лехонем при Варшавском университете. В этот период Ивашкевич увлекался творчеством Ницше, Рембо, Уайльда. С Уайльдом Ивашкевича роднило преклонение перед «чистой красотой».
В 1919—1920 годах — член редколлегии журнала «Zdrój», в 1920—1922 годах — редактор отдела искусства газеты «KurierPolski». В 1921 году вместе с друзьями создал экспериментальный художественный театр «Elsynor».
В 1923 году вступил в Союз польских писателей. С 1924 года секретарь Общества любителей изящных искусств, с 1925 года — член польского ПЕН-клуба. Печатался в еженедельнике «WiadomościLiterackie», а также в «PologneLittéraire» (1926—1935), «Muzyka» (1926—1937 с перерывами), «PamiętnikWarszawski» (1929—1931). В 1927—1932 годах — руководитель отдела пропаганды искусства МИД Польши. C 1928 года проживал в новом доме в Подкове-Лесной — знаменитом Стависко. Работал секретарем польского посольства в Копенгагене (1932—1935) и Брюсселе (1935—1936). С 1939 года — заместитель председателя Союза польских писателей.
В годы немецкой оккупации жил в Стависко, став активным участником культурного подполья. Руководил секцией литературы в департаменте образования, науки и культуры Представительства правительства на Родине (Делегатуры).
В 1945—1946 — главный редактор журнала «ŻycieLiterackie» (Познань), в 1947—1948 годах — редактор еженедельника «Nowinyliterackie». С 1945 года — активный член Союза польских писателей: председатель (1945—1946, 1947—1949, 1959—1980) и заместитель председателя (1949—1956).
С 1952 года, и до конца жизни, несколько раз избирался депутатом сейма ПНР. C 1952 года — председатель наблюдательного совета издательства «Czytelnik». С февраля 1955 года и до самой смерти, был главным редактором литературного журнала «Twórczość».
С 1959 года, и до конца жизни, возглавлял Союз Польских писателей. С 1960 года — член правления Европейского сообщества писателей.
В целом для творчества Ивашкевича, которое достигает зрелости в 1930-е годы, характерны острый психологизм, а также мотивы жестокой любви и одиночества. В это время оформляется его оригинальный стиль, определяющими чертами которого стали чувственное, пластическое изображение, лиричность и камерность повествования. Нередко он стремился создать в своих произведениях атмосферу «мистифицированной повседневности».
Среди его прозаических сочинений 1930-х годов выделяются остро-психологический роман «Блендомежские страсти» («Pasjebłę domierskie», 1938), навеянный судьбой Льва Толстого, насыщенные экзистенциальной проблематикой повести «Березняк» («Brzezina», 1933) и «Барышни из Волчиков» («PannyzWilka», 1933), экранизированные в 1971 и 1979 годах (соответственно) Анджеем Вайдой, а также драма «Лето в Ноане» («LatowNohant», 1936—1937) посвященная судьбе Шопена.
Среди исторической прозы его выделяются роман «Красные щиты» («Czerwonetarcze», 1934), в котором на фоне широкой картины феодальных распрей в польских землях XIIвека поднимается, в частности, проблема антисемитизма, роман-биография «Фредерик Шопен» («FryderykSzopen», 1938), драма «Маскарад» («Maskarada», 1939) о жизни А.С. Пушкина, а также основанная на документальных источниках антиклерикальная повесть «Мать Иоанна от Ангелов» («MatkaIoannaodAniołów», 1946),экранизированная в 1961 году Е. Кавалеровичем.
В его послевоенной новеллистике, в частности, в сборниках рассказов «Новая любовь и другие рассказы» («Nowamiłość iinneopowiadania», 1946), «Итальянские новеллы» («Nowelewłoskie», 1947), «О псах, котах и чертях» («Opsach, kotachidiabłach», 1968) и др., сочетаются универсализм нравственных коллизий и точное воссоздание быта, реалистическая манера и элементы авангардистской поэтики.
Сознательно развивал и осовременивал жанр рассказа, придал новую форму историческому роману и оживил эпическое повествование, обогатив его рефлексией и лиризмом.
Для драматургии характерны заметная дегероизация персонажей, а также стремление проникнуть в психику творца, реконструировать волнующие его моральные конфликты, порожденные ограничением творческой свободы и неприменимостью универсальных проблем искусства к конкретным жизненным потребностям.
Переводил произведения французских, датских, русских писателей, а также Уильяма Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта»).
В предисловии к своему переводу повести «Суходол» (1912) отмечал многое в творчестве И.А. Бунина, созвучное его собственным настроениям.
Публикации:
- «Зенобия. Пальмура» (1920)
- «Гилярий, сын бухгалтера» (1923)
- «Барышни из Вилько» (1933, экранизация Анджея Вайды — 1979)
- «Березняк» (1933)
- «Красные щиты» (1934)
- «Мельница на Утрате» (1936)
- «Лето в Ноан» (1937)
- «Фридерик Шопен» (1938)
- «Два рассказа» (1938)
- «Маскарад» (1939)
- «Мать Иоанна от Ангелов» (1943, экранизация Ежи Кавалеровича — 1961)
- «Новая любовь и другие рассказы» (1946)
- «Итальянские новеллы» (1947)
- «Услышанные истории» (1954)
- «Аир и другие рассказы» (1960)
- «Возлюбленные из Мароны» (1961)
- «Гейденрейх. Тени» (1964)
- «О псах, котах и чертях» (1968)
- «Сады»
- «Сон-трава»
- «Хвала и слава»
- «Король Рогер» (либретто оперы Кароля Шимановского)
- «Падение отца Сурына» (одноимённая опера Ромуальда Твардовского)
О творчестве автора
- Воспоминания